ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения адаптированных дополнительных общеразвивающих программ в ЗОЛ «Веселый бор»

Муниципальное образование
Серовский городской округ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
оздоровительно-образовательный центр «Чайка»

РЕКОМЕНДОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогический совет МАУ ДО ООЦ «Чайка»

Директор МАУ ДО ООЦ «Чайка»

ПРОТОКОЛ №4

__________________А.П. Суслова

«4» апреля

«4»

2024 г.

апреля 2024 г.

ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения адаптированных дополнительных
общеразвивающих программ в ЗОЛ «Веселый бор» для детей с особыми
образовательными потребностями (ОВЗ) и детей-инвалидов
социально-гуманитарной направленности

Программа рекомендуется
для детей и подростков в возрасте от 6,5 до 17 лет.
Сроки реализации программы:
21 день (одна смена)
Автор программы
Педагог-психолог Городилова Н.Б

2024 г.
2

СОДЕРЖАНИЕ

Информационная карта программы
Введение ……………………………………….…….…………………….. 3 стр.
1.Целевой блок ……………….……………….…….……..……………….10 стр.
2.Механизм реализации ……..……………….…….…………………….. 12 стр.
3.Этапы реализации программы …….……………….…………………... 23 стр.
4.Условия реализации программы ………………….…..…………….…. 27 стр.
5.Оценка результативности и качества программы .….….…………….. 29 стр.
6.Возможные риски и способы преодоления ……….….…………….…..36 стр.
Список литературы и интернет источников ……….…..…………..……..38 стр.
Приложения

3

ВВЕДЕНИЕ
В 21 веке появление на свет детей с психическими и физическими нарушениями
становится не таким уж и редким явлением. Это обуславливается различными факторами:
экологией, возрастом и хроническими заболеваниями родителей, а также тем, что
медицина достигла такого уровня развития, который позволяет рождаться и выживать
детям с такими заболеваниями, у которых еще 50 лет назад шансов на выживание
практически не было. В мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с
нарушенным психическим и физическим развитием, что подтверждают и данные
Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующие, что число таких
людей достигает 13% от общего количества населения. С недостатками интеллекта
рождаются около 3% детей и 10% детей — с другими психическими и физическими
отклонениями. Всего в мире — 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
В России с каждым годом численность детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее ОВЗ) также увеличивается. Согласно данным Федеральной службы
статистики по состоянию на июль 2023 года общая численность детей-инвалидов в
Российской Федерации составляет 741234 ребенка, что составляет 6,2% от общего числа
инвалидов в России. Эта цифра увеличилась по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года - в июле 2022 года по данным Росстата количество детей–инвалидов
составляло 721795 детей – 5,9% от общей численности инвалидов. И эти дети составляют
3% от общего количества детей в России.
Дети с ОВЗ обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормативно
развивающиеся сверстники. Такие дети в большинстве своем изолированы от общества
нормотипичных сверстников, поскольку находятся на домашнем обучении или обучаются
в специализированных школах или обучаются и проживают в школах-интернатах,
психоневрологических интернатах вместе с детьми со схожей нозологией. И даже при
относительно благоприятном онтогенезе (легкая степень выраженности дефекта,
относительно сохранные высшие психические функции и эмоционально-волевая
регуляция), эти дети практически не имеют опыта взаимодействия с другими
сверстниками и взрослыми, их круг общения и возможности для самореализации
ограничены, а уровень социализации снижен.
Важнейшим условием для самореализации лиц с ОВЗ является расширение сферы
их самостоятельности, под которой понимается преодоление ими обособленности,
приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи
знания и навыки для решения повседневных задач. Проводником в «большой мир» может
4

и должна стать сфера дополнительного образования: занятия и кружки в домах
творчества, в театральных и художественных студиях, в спортивных секциях, где на
первый план выходят прикладные навыки детей и возможность взаимодействия в группе
со сверстниками со схожими интересами. Дополнительное образование, включая ЗОЛ,
наиболее

приспособлено

для

создания

доступной

образовательной

среды,

что

обусловлено самой его спецификой:
- меньшая, чем в общем образовании, наполняемость группы: количество
обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность
учебных

занятий

в

объединении

зависят

от

направленности

дополнительных

общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- практико-ориентированный характер обучения;
- ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в школе, а
на личные потребности и возможности каждого учащегося;
- возможность обучающегося максимально сконцентрироваться на любимом деле;
- отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с
необходимостью выполнения образовательных стандартов.
Но главное, что дополнительное образование детей в ЗОЛ:
- предназначено для создания пространства самоопределения (самопознания,
самоидентификации, саморазвития) обучающихся в эмоционально комфортных для них
условиях;
- создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, независимо от их
способностей, физических, умственных, материальных и иных возможностей;
- всегда организует деятельность детей с учетом их особых индивидуальных
особенностей и потребностей;
- обеспечивает каждому ребенку открытую перспективу для добровольного выбора
формы проведения своего свободного времени.
Организация детей с ОВЗ и детей-инвалидов по дополнительны общеразвивающим
программам в Российской Федерации основывается на законодательном регулировании.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с
ОВЗ, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – 273-ФЗ). Частью 16 ст. 2 273-ФЗ впервые в российской
законодательной

практике закреплено

понятие «обучающийся с

ограниченными

возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки
в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико5

педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования
без создания специальных условий. Концепция развития дополнительного образования
детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014
№ 1726-р, предоставляет широкие вариативные возможности организации инклюзивного
дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья через
реализацию федерального проекта «Успех каждого ребенка», являющегося звеном
национального проекта «Образование».
В ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в РФ» среди полномочий
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
закреплена организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
Помимо ст. 8, посвященной полномочиям органов субъектов Российской
Федерации, Федеральный закон «Об образовании в РФ» содержит ряд положений,
которые также относят те или иные вопросы к компетенции указанных органов, например,
обеспечение предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической
и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в образовательных
организациях родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся
(ч. 3 ст. 64 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Таким образом, создано достаточное нормативно-правовое пространство для
нормативного регулирования в субъекте Российской Федерации дополнительного
образования детей с ОВЗ и инвалидностью, неотъемлемой частью которого является
психолого-педагогическое сопровождение участников инклюзивного образовательного
процесса.
В настоящее время дополнительное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях детского оздоровительного лагеря рассматривается
как приоритетное направление современной политики в сфере образования в Российской
Федерации. Осуществление реализации программ дополнительного образования в
пространстве

детского

лагеря

позволяет

обеспечить

инклюзию

подростка

с

ограниченными возможностями здоровья не только в образовательный процесс, но и в
межличностное неформальное взаимодействие с нормотипичными сверстниками, не
имеющих таких ограничений. Главная же цель инклюзивного отдыха — стирание границ
между обычными и особенными детьми. Инклюзивная смена предполагает включение
детей в различные социальные группы и отношения в рамках игровой, образовательной и
иной деятельности. Инклюзивный детский отдых предполагает равно партнерские
6

отношения в получении качественного, полезного, развивающего отдыха. Методическая
база инклюзивного детского отдыха на сегодняшний день основывается на практическом
опыте и интерпретации достижений инклюзивного образования, описанных в научных
трудах российских и зарубежных специалистов по работе с детьми с ОВЗ. Задачами
инклюзивного детского отдыха, помимо общего оздоровления детей с ОВЗ, могут быть:
- социальная интеграция детей с ОВЗ в среду обычных сверстников;
- создание опыта жизни вне дома, без родителей и родственников;
- создание опыта взаимодействия с новыми людьми, детьми и взрослыми;
- выработка и закрепление у детей навыков бытового самообслуживания;
- формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения
детей нормы и взрослых к особенным детям.
По своей сути «инклюзивный детский отдых» — универсальный формат отдыха,
который, как и универсальный дизайн, предназначен для всех и каждого, что и является
залогом успешной реализации полезного развивающего отдыха для детей. Летний
каникулярный период является тем временем, которое необходимо направить на
социально-культурную реабилитацию детей с ОВЗ, используя для этого не только
рекреационные возможности загородных оздоровительных лагерей, но и психологопедагогический кадровый ресурс.
Для

обеспечения

«равного

доступа

к

образованию»

в

организациях,

осуществляющих образовательную деятельность для лиц с особыми возможностями
здоровья, создаются специальные условия. «Под специальными условиями понимаются
такие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ». В перечне этих условий физическая доступность помещения стоит на
последнем месте. Доступность обучения, воспитания и развития детей с особыми
возможностями здоровья обеспечивается благодаря использованию «специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств
обучения
ассистента

коллективного
(помощника,

и

индивидуального пользования,

тьютора),

оказывающего

предоставление

обучающимся

услуг

необходимую

техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
(№ 273-ФЗ «Об образовании», ст. 79, п. 3).
Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения
и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой (№ 273-ФЗ «Об
образовании», ст. 79, ч. 1). Такая программа подстраивается индивидуально под ребенка с
7

психофизическими отклонениями или проблемами в здоровье, однако она не является
обособленной и понятна остальным детям, которые не имеют подобных проблем, но тоже
осваивают эту же программу в обычном темпе, ритме, на другом уровне сложности.
Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало
отличаясь от обычной манеры проведения занятий.
Детям

с

ОВЗ

и

детям-инвалидам

требуется

не

только

адаптированная

дополнительная общеразвивающая программа, но и психолого-педагогическая поддержка
в процессе освоения программы. Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет
вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования
требует привлечения для реализации адаптированной программы специалистов в области
коррекционной педагогики (педагогов-психологов, дефектологов, тьюторов, работников
социальной сферы, педиатров, логопедов, ассистентов педагога) и педагогических
работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки,
а также сурдопереводчиков и тифло-сурдопереводчиков.
Отдельное место занимает психолого-педагогическое сопровождение, которое
сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей
работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и
помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В
условиях нахождения ребёнка в непривычной жизненной ситуации (вне семьи в течение
21-го дня), нормотипичному ребёнку требуется поддержка и психолого-педагогическое
сопровождение в большей степени, чем при пребывании в привычных условиях, а ребёнку
с ОВЗ такая поддержка может потребоваться вдвойне, поскольку его адаптационные
возможности снижены относительно возможностей нормотипичных детей.
Программа

психолого-педагогического

сопровождения

адаптированных

дополнительных общеразвивающих программ в организациях детского отдыха и
оздоровления для детей с ОВЗ и детей-инвалидов является неотъемлемой частью системы
дополнительного образования, поскольку позволяет достичь следующих целей:
1. оказание психолого-педагогической поддержки подросткам с ОВЗ и детяминвалидам в освоении норм совместного проживания, взаимодействия, правил и традиций
детского лагеря, нивелирования ограничений, препятствующих процессам адаптации;
2. создание условий для эффективного взаимодействия всех участников смены,
выстраивания комфортных взаимоотношений между подростками и педагогами, развития
толерантности по отношению друг к другу;

8

3. оказание помощи и поддержки детям с ОВЗ и детям-инвалидам в освоении
дополнительной

общеразвивающей

программы

и

выстраивании

индивидуального

образовательного маршрута;
4. содействие созданию условий для формирования мотивации у детей–инвалидов
и детей с ОВЗ к творчеству, активному отдыху и взаимодействию со сверстниками;
5. содействие сохранению и укреплению эмоционального благополучия в разных
видах деятельности со сверстниками и педагогами;
6. оказание методической помощи в разработке и реализации адаптивной
дополнительной общеразвивающей программы в части подбора эффективных приёмов и
средств с учётом психологических особенностей детей с ОВЗ детей инвалидов с разными
нозологиями.
Основными принципами содержания программы психолого-педагогического
сопровождения

адаптированных

дополнительных

общеразвивающих

программ

в

организациях детского отдыха и оздоровления для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
являются:
- принцип гуманистической ориентации воспитания, где ребенок с ОВЗ – это
главная ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является
гуманность;
- принцип ненасильственного взаимодействия педагогов с детьми;
- достижение позитивной открытости по отношению к детям и своей личности:
принятие ребенка с ОВЗ с ориентацией на его положительные качества, вера в
возможность

проявить

и

раскрыть

свой

потенциал

в

той

или

иной

сфере

жизнедеятельности;
- обеспечение свободы в выборе содержания, методов и форм деятельности:
подросток только тогда активно и с желанием включается в деятельность, когда
воспринимает ее не как навязанную, а как значимую и интересную, выбранную им самим;
- подключение детей к целям и задачам педагога, а также его умение подключиться
к целям и задачам детей: когда дети с желанием, добровольно выполняют то, что
предлагает сделать педагог, а педагог искренне увлекается тем, чем в данный момент
занят ребенок;
- преодоление тревожности, страха, чувства неполноценности;
- принцип коррекционного воспитания;
- педагогический оптимизм, признающий право каждого человека независимо от
его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в
образовательный процесс;
9

- своевременная психолого-педагогическая помощь, условием успешности которой
является

учет

отклонений

в

развитии

ребенка

при

определении

его

особых

образовательных потребностей на всех уровнях образовательного процесса;
- коррекционно-компенсирующая направленность - опора на здоровые и сохранные
стороны подростка, на его потенциал;
- социально-адаптирующая направленность позволяет уменьшить «социальное
выпадение», повысить социальную компетентность и психологическую готовность к
пребыванию в социокультурной среде.
Объектом

сопровождения

выступает

образовательно-оздоровительный

процесс в детском лагере.
Предметом деятельности является социальная ситуация развития участников
образовательно-оздоровительного процесса.
Субъектами

деятельности

являются

участники

образовательно-

оздоровительного процесса: педагогический коллектив детского лагеря, дети с ОВЗ, детиинвалиды и нормотипичные дети, родители (лица их заменяющие) и сопровождающие
лица.

10

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ
Целью
оказание

программы

психолого-педагогического

психолого-педагогической

поддержки

и

сопровождения

помощи

всем

является

участникам

образовательно-оздоровительного процесса в ЗОЛ «Весёлый бор».
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Способствовать созданию социальной ситуации развития, соответствующей
индивидуальности

всех

субъектов

оздоровительно-образовательного

процесса

и

обеспечивающей психологические условия для охраны и улучшения их психологического
здоровья и развития личности;
- Содействовать педагогическому коллективу и временным детским объединениям
в гармонизации социально-психологического климата;
- Проводить психолого-педагогический анализ социальной ситуации развития в
детском лагере, выявлять основные проблемы и определять причины их возникновения,
пути и средства их разрешения;
- Оказывать помощь в повышении уровня психологической компетентности
педагогического коллектива.
Предполагаемый результат для подростков:
-

эмоционально-психологическое

благополучие

подростков,

благоприятный

социально-психологический климат во временном детском коллективе;
- адаптация к условиям проживания и жизнедеятельности в детском лагере;
- для нормотипичных детей – формирование доброжелательного, сочувственного
отношения к людям с ограниченными возможностями; ценностного отношения к жизни и
своему здоровью;
- для детей с ОВЗ - осознание себя как полноценного члена общества, возможность
успешной социокультурной реабилитации, общение с более широким кругом детей и
взрослых, в том числе и с людьми с подобными заболеваниями.
Предполагаемый результат для педагогов:
- эмоционально-психологическое благополучие педагога и сохранение его
психологического здоровья;
- благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе;
- наличие основных компонентов психологической компетентности педагога,
заключающейся

в

способностях

устанавливать

и

поддерживать

педагогически

целесообразные отношения и обратную связь с участниками образовательного процесса,
принимать грамотные решения в выборе методов и средств педагогической деятельности
11

на основе знаний о психологическом развитии и возрастных особенностях различных
категорий детей.
Предполагаемый результат для педагогов-психологов:
- системное взаимодействие с педагогами и административной группой детского
лагеря;
- доверительно-деловой характер взаимоотношений с педагогическим коллективом;
- сохранение и повышение профессионального уровня при условии интенсивной
практической деятельности и высокой степени включенности в сопровождение
участников образовательного процесса.
Основные виды деятельности специалистов по психолого-педагогическому
сопровождению определяются на основании положения о социально-психологической
службе:

диагностическая,

профилактическая

просветительская,

развивающая,

консультативная, методическая и экспертно-оценочная.

12

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание программы психолого-педагогического сопровождения рассчитано
на

реализацию

непосредственно

в

течение

смены

(21

календарный

день)

и

подготовительный этап к ней, определяется в соответствии с тематикой смены и
контингентом ожидаемых подростков, фиксируется в ежесменном плане взаимодействия,
состоит из трёх направлений в соответствии с субъектами деятельности.

1.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогического коллектива.

Воспитательный процесс в настоящее время усложнился настолько, что в нём
может участвовать не каждый – нужна специальная подготовка, нужны опыт и искреннее
желание работать с детьми. Современный вожатый – воспитатель особого типа,
реализующий уникальные возможности воспитательного процесса для раскрытия
личностного потенциала каждого ребёнка в период организации летнего отдыха и досуга.
Для того, чтобы соответствовать высоким требованиям, у отрядного воспитателя должна
быть возможность для получения психологической помощи и эмоциональной поддержки.
Как правило, педагоги обращаются за помощью со следующими проблемами:
-

дефицит способов и методов для демонстрации педагогической культуры;

-

недостаточный арсенал умений для удержания стабильной

педагогической позиции;
-

минимальный набор практических

умений, сложность в применении

теоретических знаний на практике;
- недостаток реальных механизмов поощрения и наказания подростков в условиях
детского лагеря;
-

изменение взгляда на ценности педагогической субкультуры в процессе

трудовой деятельности;
-

проблемы личного характера самого педагога.

Если воспитатель выходит к детям теоретически подготовленный и практически
подкованный, то часть обозначенных выше проблем не проявляется так остро. Поэтому
основные акценты в психолого-педагогическом сопровождении воспитателей важно
сделать на подготовке перед сменой и психолого-педагогической поддержке в течение
смены.
В течение смены задача педагога-психолога - оказание отрядным педагогам
эмоционально-психологической помощи и поддержки по вопросам возникающих
сложностей в работе с детьми, в построении траектории взаимодействия с подростками.
13

Эту деятельность важно вести самому педагогу, поскольку именно он является в
детском лагере для ребёнка самым близким, задача педагога-психолога – помочь педагогу
эту

деятельность

выстроить

с

учётом

индивидуально-личностных особенностей

воспитанника, подсказывать, своевременно корректировать, подбадривать, подмечать
педагогические успехи, поддерживать готовность к сотрудничеству. Также, при
выявлении педагогом-психологом дополнительной информации об индивидуальноличностных, поведенческих особенностях воспитанников (по итогам проведенной
диагностики или других форм индивидуальной или групповой работы), которой важно
владеть и отрядному педагогу, необходимо эту информацию предоставить с актуальными
рекомендациями

(особенно,

если

педагогическая

тактика

требует

внесения

корректировок).
Задача педагога-психолога – знакомить педагогический состав детского лагеря с
результатами плановых диагностических срезов в групповом формате (выступление на
планерных

совещаниях

детского

лагеря)

или

индивидуально

для

понимания

педагогическим коллективом верности выбранной педагогической стратегии или для
внесения изменений/дополнений.
Отдельным

блоком

выступает

организационно-методическая

и

экспертно-

оценочная деятельность в рамках взаимодействия с административной группой, а именно:
- планирование, корректировка и уточнение содержания взаимодействия на смену;
- информирование о сложностях, возникающих у подростков и педагогов в
процессе смены;
-

предоставление результатов проведенных диагностических исследований;

-

предоставление рекомендаций по разрешению возникающих трудностей;

-

анализ результатов диагностических исследований и реализации практической

деятельности;
- организация проведения практических мероприятий с педагогами и подростками;
- участие в совещаниях по итогам организационного периода, смены в детском
лагере.
2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Так же, как и нормотипичные дети, дети с ОВЗ могут столкнуться в детском лагере
со следующими трудностями:
- адаптация к условиям детского лагеря и проживание в дали от родителей (тоска
по дому, недостаточно развитые навыки самообслуживания, отсутствие навыков
коллективного проживания);
14

-

значительное расхождение ожиданий от предстоящего отдыха с наличной

ситуацией (активный отдых, четкая регламентация режимных моментов, наличие
образовательного процесса), отсутствие мотивации на участие в предлагаемых видах
деятельности;
- сложности в выстраивании конструктивного взаимодействия со сверстниками;
- недостаточный или дезадаптивный спектр способов в опыте подростка

в

самореализации, самоутверждения в коллективе.
Данные трудности могут проявиться на разных этапах смены, и как правило
требуют индивидуальной консультативной или коррекционно-развивающей деятельности
педагога-психолога. Включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивные смены
детских лагерей включает три этапа: организационный, основной, итоговый. При этом
логика психолого-педагогического сопровождения опирается на логику лагерной смены и
представлена в таблице №1.
Табл. 1
Этапы/

Организационный этап

Основной

этап Итоговый этап

Направления

смены

смены

смены

деятельности

(1-5 день)

(5-18 день)

(19-21 день)

Просвещение

Знакомство

с Проведение встреч просветительской

педагогом-психологом

направленности др. (по запросу и при

информирование о

необходимости)

функциях этого
специалиста
Профилактика

Проведение занятий,

Проведение

Взаимодействие с

направленных на

занятий

детьми, ожидания

адаптацию подростков социальным

которых от

к

педагогом,

пребывания в

детскому лагерю,

направленных на

детском лагере не

нормотипичных детей и нивелирование

оправдались,

детей с ОВЗ – взаимно факторов

выявление причин

друг к другу.

неблагополучия
отрядах
(по

в неудовлетворённости
и

работа

на

итогам снижение

диагностики ЭПК

негативного

и по запросу)

эмоционального
15

впечатления о
полученном
опыте
Проведение социально-психологических обходов, наблюдений за
эмоциональным

состоянием

воспитанников

на

различных

мероприятиях.
Диагностика

Исследование уровня

Исследование

Эмоционально-

удовлетворенности

психологического

пребыванием в д/л

климата в временном

(15-16

-

детском коллективе (3- день смены)
4
день смены)
Консультирование Индивидуальные и групповые беседы в соответствии с запросом и по
мере
возникновения необходимости.
Развивающая

Проведение занятий,

работа

направленных

Проведение
на занятий,

расширение способов

направленных

познания себя и

снижение

на

окружающего мира с физической
опорой на рабочие

усталости и

анализаторы.

эмоционального
напряжения
(8-11 день смены),
на
стимулирование
поисковоисследовательской
активности

через

знакомство

с

рекреационными
возможностями
территории
16

детского лагеря, на
создание
условий

для

мотивации к
профессиональному
самоопределению
(12-17
день смены)

3. Психолого-педагогическое сопровождение родителей (лиц их заменяющих) и
сопровождающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Подростки с ОВЗ, как и нормотипичные дети, приобщены к дистанционным формам
общения с родителями и лицами их заменяющими; при сохранном интеллекте свободно
пользуются смартфоном и его возможностями, в некоторых случаях смартфон выступает
как вспомогательное средство для общения посредством адаптированных технических
программ для людей с разными нозологиями.

Поэтому родители становятся пусть и

дистанционно, но полноценными участниками отдыха и оздоровления своих детей. В
связи с этим элементы психолого- педагогического сопровождения распространяются и на
данную группу взрослых.
Родитель или направляющая организация предварительно предоставляют документы
на детей, могут связываться с детским лагерем по различным вопросам бытового,
образовательного и оздоровительного характера. В рамках такого рода взаимодействия
рекомендуется

переадресовать

родителя

на

официальный

сайт

образовательной

организации, указать на те разделы сайта, где родитель сможет найти исчерпывающую
официальную информацию. Это позволит снизить тревожность родителя (лица, его
заменяющего) относительно предстоящей поездки в детский лагерь и подготовки к ней, а
также поможет позитивно настроить ребёнка на предстоящий отдых и оздоровление. В
течение смены возможно консультирование родителей, сопровождающих, руководителей
и пр. по мере возникновения сложностей у подростков в условиях детского лагеря
(электронная переписка и телефонное консультирование).
Также возможна непосредственная беседа с родителями в период заезда подростков в
детский

лагерь.

Во

время

такой

беседы

появляется

возможность

уточнить

анамнестические данные ребенка, наличие рекомендаций относительно режима нагрузок
17

на ребёнка, организации его быта, уровня самостоятельности в совершении гигиенических
процедур и т.д., а также ответить на вопросы, волнующие и интересующие родителя
относительно организации жизнедеятельности в детском лагере.
Если родитель или сопровождающий будет находиться вместе с ребёнком весь период
его пребывания в детском лагере (в соответствии с программой или индивидуальными
потребностями ребёнка с ОВЗ), то ракурс психолого-педагогического сопровождения
должен быть направлен на расширение сферы самостоятельности как ребёнка с ОВЗ, так и
лица, его сопровождающего. Консультативная деятельность в этом случае будет
направлена на поиск ресурсов у родительской фигуры, расширение сферы ее интересов,
предоставление возможности для получения нового опыта, сепарацию с ребёнком.
По итогам смены родителю (лицу его заменяющему) может быть выслана анкета
обратной связи, но она скорее будет содержать вопросы относительно организационных и
содержательных аспектов всей дополнительной общеразвивающей программы, а не
только относительно удовлетворённости психолого-педагогическим сопровождением.
Потребность в такой анкете зависит от конкретной

образовательной организации и

требует разработки механизма получения обратной связи.
Психолого-педагогический инструментарий
На протяжении всей смены проводятся социально-психологические обходы (в
первые дни смены ежедневно, с начала основного этапа смены – через день), наблюдения
за эмоциональным состоянием подростков во время их участия в различных делах и
мероприятиях (при необходимости). Целью наблюдений и социально-психологических
обходов является отслеживание эмоционального состояния подростков и выявление
текущих проблем детей и педагогов; основной акцент делается на эмоциональную
поддержку подростков, которые в силу своих особенностей могут отказываться от участия
в образовательной программе, были взволнованы чем-либо и были не готовы к
взаимодействию со сверстниками. Во время обходов педагог-психолог выявляет
проблемные

ситуации,

подростков

индивидуального

подхода,

воспитанниками.

В

консультации,

оценивает

последствии

даются

с

трудностями
качество

проводится

рекомендации,

в

адаптации

взаимодействия
анализ

оказывается

и

требующих

педагогов

сложившихся

методическая

с

ситуаций,

помощь

по

взаимодействию педагогов с отрядом, планируются к проведению необходимые занятия и
групповые консультации.
Для проведения групповых видов деятельности выбираются приёмы и упражнения,
которые задействуют рабочие анализаторы: для слепых и слабовидящих детей – слуховой
18

и тактильный анализатор, для глухих и слабослышащих детей – аудиальный и тактильный
анализаторы, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА) –
визуальный, слуховой и тактильный анализаторы, для детей с ментальными нарушениями
– тактильный анализатор и другие в зависимости от степени их сохранности и степени
умственной

отсталости.

Оптимальны

упражнения

с

элементами

креативных

психотехнологий: арт-терапия, песочная терапия, ландшафтная и фототерапия, работа с
сенсорным

оборудованием,

наглядностью,

отсутствием

сказкатерапия

–

ограничений

по

данные

направления

уровню

отличаются

интеллекта,

возраста,

национальности, отсутствием требований к умению рефлексировать; в зависимости от
поставленных задач могут способствовать как активизации и повышению общего тонуса,
так и отдыху,

реагированию, расслаблению.

Примеры методик и технологий,

обеспечивающие полноценное взаимодействие детей с ОВЗ и нормотипичных детей,
приведены ниже:
-

Методики и технологии фототерапии – это организованное фотографирование

объектов и ландшафта, создание фотопортретов – один из несложных, но очень
результативных приёмов. Фотография может быть доступным средством визуального
творчества, проходящего в атмосфере психологического комфорта и эмоциональночувственного отношения к окружающему миру. Процесс фотографирования отвечает
некоторым особенностям подросткового возраста, например, позволяет подростку
почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу, может расцениваться как
своеобразный способ контроля над внешними объектами и ситуациями, и дает подросткам
ощущение собственной силы и значимости.
Важное значение имеет возможность самостоятельного выбора объектов для
съемки, «игры» с реальностью, а также - относительно безопасного исследования мира
взрослых отношений и собственной внешности.
Подростки

через

фотографию

актуализируют

положительный

опыт

-

фотографируют то, чем хотят наполниться. Особенно это становится важным в ситуации
подростковой

меланхолии,

минорных

настроений.

Обращение

к

имеющимся

фотографиям (тем, которые «привезены» с собой в гаджетах) любящих людей, ярких
событий жизни помогает укрепить внутренние ресурсы, даёт стимул к дальнейшему
развитию. Благодаря объективирующей функции фотографии подросток осознает свою
принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной и другим
группам, что в глобальном смысле является основой для самоидентификации.

19

Объект. Практикуется фотографирование растений, животных и людей, а также
различных культурных и техногенных объектов, то есть того, что унести с собой было бы
невозможно или нежелательно (например, из экологических соображений).
Время. Может быть как 30–60 минут (съемка непосредственно в месте проведения
занятия (помещение или костровое место), а также в пределах относительно
ограниченного, прилегающего к нему пространства) или может предоставляться целый
день или даже несколько дней, и существенно расширяются границы пространства
фотосъёмки.
Характер съёмки. Иногда свободный характер – это обеспечит большую
психологическую безопасность и возможность самораскрытия; для ребят с ОВЗ тема
предлагается взрослым.
Характер взаимодействия. Ребята могут иногда работать совместно по той или
иной теме, создавая пары или микрогруппы.
Фотографирование может сочетаться с созданием фотоколлажа или ассамбляжа,
плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки», и в этом случае будет
предполагать изобразительную деятельность. Также фотография может сочетаться с
сочинением историй или мини-сценариев, что будет связано с литературным творчеством.
Работа может включать разные виды деятельности, некоторые из них могут
предварять процесс фотосъемки или за ним следовать:
• просмотр ранее созданных, привезённых с собой фотографий;
• выбор наиболее ресурсных из созданных в прошлом фотографий;
• в случае необходимости выбор конкретного ландшафта или создание
определённых условий для фотосъемки (постановка кадра);
• собственно фотосессия;
• выбор снимков в альбом, изготовление плаката, подготовка
мультимедиа-презентации, создание художественного текста и другие творческие
действия на основе созданных снимков;
• демонстрация работ, обсуждение всего процесса со значимыми людьми (с
вожатым, в отряде или с психологом).
- Методики и технологии ландшафтной педагогики – это направление работы
за рамками привычного холла или отрядной комнаты, на открытом воздухе с поиском и
использованием найденных предметов для создания различных объектов. Найденные
объекты и материалы могут включать как природные, так и неприродные элементы.
Использование тематической основы снижает тревогу и растерянность участников, а
также способствуют сплочению группы, позволяет увидеть, как выстраиваются
20

отношения

подростков

друг

с

другом

(своеобразная

диагностика

качества

внутриотрядного взаимодействия).
Виды и способы работы с использованием найденных предметов и материалов
могут быть различны: они могут включаться в композицию в готовом виде или
трансформироваться. Данная технология развивает воображение, творческое мышление,
интуицию; способствует укреплению чувства Я; снимает напряжение; совершенствует
саморегуляцию; развивает коммуникативные навыки; повышает в целом социальную
активность, сплачивает команды; развивает экологическое сознание; формирует чувство
ответственности за окружающую среду; способствует повышению уверенности и
самооценки.
Занятия ландшафтной педагогикой могут включать различные варианты работы.
Например, найденные предметы можно использовать в качестве символов и метафор,
относящихся к «Образу Я» участников, созданием из этих предметов разнообразных
композиций (ассамбляжей, инсталляций), их художественной обработкой и оформлением,
включая создание личных и групповых талисманов. Или создание и использование
различных «помогающих» объектов – талисманов, амулетов или оберегов, которые
способны обеспечить их владельцу защиту, успех или исцеление.
Ландшафтная педагогика может включать проекты, связанные с организацией
среды, например, со строительством и сооружением различных объектов под открытым
небом, посадкой растений, ландшафтным дизайном.
Достоинства ландшафтной педагогики для самого педагога:
1. доступность (занятия можно проводить в любом ландшафте в любое время
года);
2. минимальные средства (практически отсутствуют требования к необходимым
материалам и оборудованию);
3. лёгкость применения (достаточно простые инструкции, как для
участников, так и для ведущего);
4. широкое поле применения (нет возрастных, культурных, религиозных,
интеллектуальных и т.п. ограничений);
5. значительно более низкие энергозатраты для ведущего, чем работа в помещении:
внимание участников меньше рассеивается, так как они находятся в движении, в поиске;
природа демонстрирует гармонию, чем уравновешивает и стабилизирует эмоциональное
состояние ребят;
6. прогулка способствует укреплению здоровья, профилактике гиподинамии, то
есть в подобных занятиях присутствует и здоровьесберегающий компонент.
21

Структура полноценного занятия может выглядеть следующим образом:
1) информирование о предстоящей работе, настройка на взаимодействие со средой,
ориентация на получение новой информации из ландшафта;
2) прогулка, связанная с выполнением разных действий (в том числе, поиском
объектов, их фотографированием или видеосъемкой, созданием талисманов, инсталляций,
текстов и т.д.);
3) дальнейшая художественная работа с использованием найденных объектов и
материалов (возможна как на природе, так и в помещении);
4) при необходимости повторный выход в открытую среду с целью включения в
нее созданной творческой продукции или иными действиями (исполнением ритуалов,
флеш-мобов и т.д.).
- Методики и технологии песочной терапии – это занятия, в которых используются
различные приёмы работы с песком и на песке: работа с сухим или мокрым песком в
песочнице или на пляже, работа с кинетическим или цветным песком (его аналогами –
крупами разных цветов и фактур или крупой, колорированной тёртым мелом в разные
цвета), работа на sand-play столе. Во время игры с песком устанавливаются доверительные
отношения между взрослым и ребёнком. Игры в песке позволяют человеку открыто
выражать свои эмоции: радость, восторг, удивление, позитивно влияют на эмоциональное
самочувствие человека в целом, даёт возможность расслабиться, снимают стресс,
поднимают настроение.
Игры с песком развивают и стимулируют мелкую моторику (благодаря своей
структуре, песок благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует
нервные окончания), воображение, образное мышление, креативность, т.к. создание
песочных композиций – в отличие от рисунка, например – не требует каких-либо особых
умений. Основной акцент делается на творческом самовыражении человека, благодаря
которому на бессознательном уровне происходит снижение внутреннего напряжения и
поиск путей развития. Для занятий с песком нет возрастных и интеллектуальных
ограничений, но важно чётко обозначить и контролировать соблюдение правил работы:
-

поддержание

комфортной

среды

для

участников

через

подбадривание

подростков, отмечание положительных моментов их взаимодействия, исключение
негативной оценки их действий, идей, результатов, сохранение безоценочности позиции,
поощрения фантазии и творческого подхода детей;
-

предъявление чётко сформулированной инструкции (от того, как инструкция

будет дана, зависит результат; важно, чтобы подростки повторили, как они поняли
инструкцию);
22

-

создание возможности выбора – песок предполагает большой спектр игр и

упражнений,

выбирать

их

необходимо

с

учётом

возрастных,

физических,

интеллектуальных, личностных особенностей подростков: кому-то интереснее подвижные
игры, а кто-то любит рисовать или строить замки, а кому-то песок позволит безопасно
отреагировать накопившееся напряжение (эмоциональное состояние подростков можно
скорректировать, позволив рушить свои фигуры из песка, играть в песке в «войнушку»,
создавать и разрушать композиции с использованием фигурок столько раз, сколько
ребёнку будет необходимо для отреагирования);
-

создание равнозначных условий для всех участников: и для детей с ОВЗ, и для

нормотипичных детей (если это командная игра – важно чётко разделить территорию на
одинаковые площадки для каждой команды/игрока); поддержание конструктивного
взаимодействия подростков друг с другом, включенности в совместную деятельность всех
подростков.
Помимо занятий с песком в традиционном и знакомом многим педагогампсихологам формате в кабинете, важно обратить внимание на возможности этого
инструмента в открытом пространстве (песочница, пляж), если у организации отдыха и
оздоровления предусмотрены такие объекты.
Играть с детьми можно как перед купанием, так и после. При выборе
игры/упражнения необходимо учитывать эмоциональное состояние группы: перед
купанием – подвижные игры, после – более спокойные. В работе с сухим песком в
открытом пространстве руки должны находиться примерно на высоте 35 см от земли.
Чтобы были соблюдены требования безопасности во время занятия, нельзя кидаться
песком друг в друга, необходимо проявлять уважительное отношение к объектам из песка,
созданным другими.

23

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основная задача подготовительного этапа до начала смены - подготовка
вожатых для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью с теоретическими и практическими
аспектами коррекционной педагогики и психологии. Подготовка педагогического состава
нацелена на формирование представлений о:
- спектре индивидуально-ориентированной педагогической помощи обучающимся
с ОВЗ и детям-инвалидам с учетом их особых образовательных потребностей и
индивидуальных

возможностей,

способствующей

раскрытию

новых

жизненных

компетенций;
- технологиях и методах использования рекреационных возможностей организации
отдыха и оздоровления и ее образовательной среды, обеспечивающих для обучающихся с
ОВЗ

оптимальные

условия

для

усвоения

информации

различными

способами

(визуального, акустического, тактильного), создания ситуации успеха и демонстрации
своих знаний и достижений разнообразными альтернативными способами.
По итогам подготовительного этапа педагоги должны быть ознакомлены со
следующим блоком информации:
знать:
-

психофизиологические особенности детей с ОВЗ и инвалидностью разной

нозологии;
- приёмы, учитывающие особенности нозологии ребёнка с ОВЗ, используемые при
планировании и осуществлении социально и личностно значимой деятельности для этих
детей;
- способы педагогической поддержки и сопровождения, учитывающие особенности
нозологии ребёнка с ОВЗ.
уметь:
-

выявлять социальные способности и лидерский потенциал воспитуемых с ОВЗ

и инвалидностью, их социокультурный опыт, интересы, потребности;
-

оказывать детям с ОВЗ и инвалидностью организационно-педагогическую

поддержку в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным
ситуациям, в процессе самоопределения в рамках программ коллективной деятельности;
-

мотивировать детей с ОВЗ и инвалидностью к принятию самостоятельных

решений в ситуациях выбора;
24

применять аналитико-рефлексивные навыки (анализ ситуаций,

-

анализ

собственной деятельности).
В рамках подготовительного этапа обязательно необходим целевой инструктаж по
организации работы педагогов с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (Приложение №1); при возможности – проведение педагогом-психологом
занятия или серии занятий, на которых будут созданы условия для того, чтобы педагоги
«примерили» на себя способ мировосприятия ребёнка с ОВЗ через призму его нозологии.
Главный принцип построения таких занятий – «исключение» анализатора, который не
работает и определяет соответствующую нозологию (например, выполнение педагогами
заданий с завязанными глазами при подготовке к работе со слепыми и слабовидящими
детьми), акцент на действующие анализаторы (например, слуховой, обонятельный и
тактильный анализаторы - при подготовке к работе со слепыми и слабовидящими детьми).
Дополнительным и эффективным элементом подготовки также могут быть видеолектории
с демонстрацией художественных фильмов, где герой обладает схожей с ожидаемой у
детей нозологией, адаптирован и успешно справляется с возникающими трудностями, с
обязательным обсуждением после просмотра; встречи со взрослыми людьми со схожей с
ожидаемой детской нозологией, которые могут поделиться своей историей жизненного
успеха и преодоления, дать ответы на вопросы педагогов от первого лица.
Организационный этап смены у детей с ОВЗ может длиться 5-7 дней и зависит от
актуального

уровня

социализации

ребенка.

Задачами

организационного

этапа

инклюзивной смены для детей-инвалидов и детей с ОВЗ должно стать развитие навыков
пространственной ориентации (знакомство с непривычными бытовыми условиями и
адаптация к ним, друг с другом, вожатыми, детским лагерем, правилами совместного
проживания и взаимодействия) и сенсорной сферы (восприятия). Фактор психологопедагогического сопровождения помогает в решении данных задач, а именно:
-

в части просветительской - деятельности знакомство педагогов-психологов с

детьми, краткий рассказ о том, что ребёнка ожидает в детском лагере, информирование о
том, с какими вопросами можно обращаться к педагогу-психологу;
-

в части профилактической деятельности - проведение социальным педагогом

занятий из серии «Все различны – все равны», направленных на мотивацию подростков к
взаимодействию со сверстниками, отличающимися от большинства; содействующих
успешному процессу адаптации нормотипичных подростков и подростков с ОВЗ,
повышению уровня сплочённости отрядов;
25

-

в части диагностической деятельности – выявление подростков, которым в

отряде плохо и тревожно, которые не хотели ехать в детский лагерь, прояснение причин
дискомфортного самоощущения, устранение причин дискомфорта, объективно доступных
для устранения, внесение корректировок в индивидуальный образовательный маршрут
при необходимости;
-

в части консультирования – проведение индивидуальных и групповых бесед,

направленных на получение информации о самочувствии и настроении детей, о целях
относительно приезда в детский лагерь и ожиданиях, уточнение анамнестических данных,
представленных в

сопроводительных документах (по возможности), ответы на

волнующие детей вопросы;
-

в части развивающей деятельности (в конце организационного – начале

основного периода) – проведение занятий, направленных на создание условий для
активизации мозговой деятельности через тактильную стимуляцию рук и мотивация на
позитивное отношение к возможности пребывания в детском лагере.
Задачами основного периода для детей-инвалидов и детей с ОВЗ являются
развитие умений и навыков коммуникации, содействие эмоциональному развитию детей.
Важным является создание условий для совместной деятельности детей, коммуникации
между ними. В рамках психолого-педагогического сопровождения эти задачи решаются
следующим образом:
-

в части просветительской деятельности проведение встреч информационной

направленности, например, «прорисовывание» областей применения полученного опыта и
навыков после окончания смены, соотнесение опыта с возможным направлением
профессионального обучения, подбор информации об образовательных организациях;
-

в части профилактической деятельности - проведение занятий социальным

педагогом по итогам диагностики эмоционально-психологического климата в отрядах, где
подростки отметили массово такие факторы неблагополучия во взаимодействии со
сверстниками, как конфликты,

буллинг, сквернословие, для нивелирования и

предотвращения данных факторов и дезадаптивных стратегий поведения, обучения
эффективным приёмам коммуникации;
-

в части диагностической деятельности – выявление уровня удовлетворённости

подростков качеством взаимодействия со сверстниками и педагогами, образовательной и
оздоровительной деятельности, правилами лагеря и его бытовыми условиями, общего
впечатления от полученного опыта пребывания в детском лагере; выявление подростков,
ожидания которых от пребывания в детском лагере не оправдались и которые дали
низкую оценку качеству своего отдыха;
26

-

в части консультирования – проведение индивидуальных и групповых бесед,

направленных на получение информации о самочувствии и настроении детей, об этапах
достижения поставленных в начале смены целях, о трудностях, с которыми подростки
сталкиваются в детском лагере, и способах их преодоления, ответы на волнующие детей
вопросы;
в части развивающей деятельности – проведение занятий, направленных на

снижение

эмоциональной

и

физической

усталости

от

участия

в

интенсивной

образовательно-оздоровительной деятельности, на обучение способам самостоятельного
снятия негативных эмоций; на создание условий для взаимодействия между всеми детьми
с ОВЗ и нормотипичными подростками, на стимулирование поисково-исследовательской
активности и самостоятельности в принятии решений.
На итоговом этапе реализации инклюзивной смены необходимо создать условия
для анализа (важно учесть когнитивный уровень развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ,
особенно рефлексивные и аналитические навыки) участия в смене, определения ценности
опыта общения и взаимодействия, полученных в детском лагере:
-

в части просветительской деятельности - проведение встреч информационной

направленности, где подросткам еще раз напоминается о возможных областях
применения «на большой земле» полученного в детском
лагере опыта;
в части профилактической деятельности - встречи с подростками, ожидания

-

которых от пребывания в детском лагере не оправдались; прояснение причин
неоправданности ожиданий и нивелирование негативного впечатления возможными
доступными в детском лагере способами;
-

в части консультирования - проведение индивидуальных бесед, направленных

на завершение консультативного взаимодействия, подведения его итогов, постановка
целей на период после возвращения из детского лагеря, определение круга людей, к
которым можно будет обратиться за помощью и поддержкой по месту жительства, ответы
на волнующие детей вопросы.
Диагностическая и развивающая деятельность на итоговом этапе с детьми уже не
проводится,

предпочтительнее проводить

индивидуальную

работу рефлексивного

характера с подготовкой детей к отъеду из детского лагеря.

27

НЕОБХОДИМЫЕ

УСЛОВИЯ

ДЛЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
1. Квалифицированный персонал:
- Наличие психолога с опытом работы с детьми.
-Обучение воспитателей и вожатых основам психологического сопровождения и
методам работы с детьми.
2. Безопасная и поддерживающая среда:
-Создание комфортной и безопасной атмосферы для детей, где они могут свободно
выражать свои чувства и мысли.
-Введение правил поведения, способствующих уважению и поддержке друг друга.
3. Инфраструктура лагеря:
-Наличие специально оборудованных помещений для занятий, психологических
тренингов, медитаций и арт-терапии.
-Удобные зоны для игр, общения и отдыха на свежем воздухе.
4. Методические материалы:
-Доступ к методическим пособиям, руководствам и программам по психологопедагогическому сопровождению.
-Наличие материалов для арт-терапии, игр, ролевых упражнений и других
активностей.
5. Планирование и организация:
-Четкое

расписание

мероприятий,

учитывающее

интересы

и

возрастные

особенности детей.
-Организация обратной связи (рефлексия) после каждого занятия для выявления и
обсуждения потребностей детей.
6. Вовлечение родителей:
-Информирование родителей о программе и её целях, участие в подготовительных
встречах.
-Возможность для родителей предоставлять свою обратную связь о поведении и
настроении ребенка.
7. Групповая динамика:
-Непрерывное наблюдение за групповой динамикой и настройками детей,
корректировка программы при необходимости.
-Работа с конфликтами, возникающими внутри группы, поддержка гармоничного
взаимодействия.
28

8. Оценка и рефлексия:
-Регулярная

оценка

процесса

и

прогресса

детей

в

рамках

программы,

использование различных методов диагностики.
-Постоянная рефлексия и корректировка мероприятий на основе полученных
результатов и отзывов участников.
9. Здоровый образ жизни:
-Пропаганда здорового образа жизни, физической активности и правильного
питания в рамках лагерной программы.
-Интеграция программ эмоционального и психологического здоровья с общими
оздоровительными мероприятиями.
10.

Финансовые и материальные ресурсы:

-Обеспечение достаточного финансирования и материальных ресурсов для
реализации программы.

29

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОГРАММЫ
С целью выявления эмоционально-психологического климата во временных
детских коллективах специалистами ЗОЛ «Веселый бор» была разработана анкета, за
основой которой взята методика А.Н. Лутошкина, которая позволяет оценивать
социально-психологический климат в производственных коллективах (с акцентом на
эмоциональных характеристиках качества взаимодействия между членами коллектива).
Модифицированная методика позволяет анализировать особенности эмоциональнопсихологического климата во временном детском коллективе. Методика представляет
собой карту-схему, где в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые
характеризуют благоприятный психологический климат, а в правой – качества коллектива
с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств
определяется с помощью пятибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от 4 до 0).
Анкета позволяет выявить степень эмоциональной насыщенности отрядной
деятельности (скучно подросткам в отряде или интересно), уровень конфликтности в
отряде (ребята терпимы или не терпимы к мнению других, ссорятся и конфликтуют часто
или редко), сплоченности отряда (отряд дружный или разобщённый), уровень
воспитанности и культуры общения (ребята в отряде вежливые или грубят, ругаются),
степень выраженности иерархии во взаимоотношениях подростков в отряде (отмечается
ли пренебрежительное отношение к некоторым ребятам или в отряде все на равных
позициях), самоощущение подростков в отряде (насколько подросткам в отряде
комфортно или тревожно), мотивацию на пребывание в детском лагере (подросток
приехал в детский лагерь по желанию или потому, что так сложились обстоятельства).
Бланк анкеты – в приложении №2.
Подросткам предлагается оценить каждую из семи пар противоположных по
смыслу утверждений, отметив цифру от «0» до «4», где 0 баллов – параметр проявляется.
Подростки с нарушением слуха, слабовидящие и с нарушением опорнодвигательного аппарата справляются с заполнением анкеты самостоятельно без
посторонней помощи. Подростки слепые и с ментальными нарушениями заполняют
анкету вместе с педагогом-психологом: специалист зачитывает пару утверждений,
предлагаемые варианты ответов, даёт при необходимости разъяснения, приводит примеры
типовых ситуаций к каждой паре утверждений, фиксирует в бланке ответы подростка.
Обработка анкеты. В бланке анкеты должно быть отмечено 7 цифр, в соответствии
с количеством противоположных по смыслу утверждений. Подсчитывается сумма баллов
по каждой анкете (может быть набрано от 0 до 28 баллов) по всем пунктам, затем средний
30

балл (сумма баллов всех респондентов, разделённая на количество респондентов) по
отряду, детскому лагерю.
Интерпретация. Если сумма набранных баллов находится в диапазоне 0-11 баллов,
это соответствует низкому уровню эмоционально-психологического климата (далее –
ЭПК), в диапазоне 11-12 баллов – уровню ЭПК ниже среднего, в диапазоне 12-18 баллов –
среднему уровню ЭПК, в диапазоне 18-19 баллов – уровню ЭПК выше среднего, в
диапазоне 19-22 балла – высокому уровню ЭПК, в диапазоне 22-28 баллов – очень
высокому уровню ЭПК.
Выявление

факторов

неблагополучия.

Фактор

можно

считать

критерием

неблагополучия, если респондент выбрал при оценке утверждения цифры «1» или «0».
Если респондент отметил цифры «4» или «3», это может свидетельствовать об оценке им
фактора как критерия благополучия. Если респондент отметил цифру «2», то это является
показателем сомнения, которое при определённом стечении обстоятельств может
перерасти в неблагополучие.
Отдельного внимания заслуживают дети, которые продемонстрировали низкий
уровень ЭПК, отметили, что им «в отряде плохо и тревожно» и/или «они приехали в
детский

лагерь

по

стечению

обстоятельств».

С

данными

детьми

проводятся

индивидуальные беседы силами отрядных педагогов и/или педагога-психолога для
выявления причин дискомфортного самоощущения и их снижения/устранения. Также
отдельного внимания заслуживают отряды, уровень ЭПК в которых выше среднего и
ниже; по совокупности преобладающих в данных отрядах факторов неблагополучия с
этими

отрядами

педагогом-психологом

проводятся

занятия

профилактической

направленности.
Для оценки качества деятельности детского лагеря со стороны детей и подростков
и их удовлетворенности от пребывания в детском лагере используется анкета «Твой
взгляд на детский лагерь» (модификация методики «Диагностика отношения к школе»
О.И. Кочетковой, В.А. Ясвина), разработчиками которой являются Федотова Ю.А., к.с.н. и
Иванова Е. М, к.пс.н.

Удовлетворённость, с одной стороны, это объективное

подтверждение включенности подростков в систему взаимоотношений со сверстниками и
в предлагаемую педагогами деятельность, а с другой стороны, субъективная оценка
сбывшихся ожиданий подростков от отдыха в детском лагере.
Анкета позволяет выявить удовлетворённость подростков пребыванием в детском
лагере в целом и по следующим факторам в частности: взаимодействие с подростками и
педагогами, образовательная и оздоровительная деятельность, правила лагеря и бытовые
условия. Детям с ОВЗ и детям-инвалидам предлагается оценить данные факторы только с
31

эмоциональной

позиции

(демонстрирует,

насколько

респондентам

понравились

предложенные к оценке параметры). Подростки с нарушением слуха, слабовидящие и с
нарушением опорно-двигательного аппарата

справляются с заполнением анкеты

самостоятельно без посторонней помощи. Подростки слепые и с ментальными
нарушениями заполняют анкету вместе с педагогом-психологом: специалист зачитывает
пару утверждений, предлагаемые варианты ответов, даёт при необходимости разъяснения,
приводит примеры типовых ситуаций к каждой паре утверждений, фиксирует в бланке
ответы подростка. Анкета состоит из 15 утверждений, которые предлагается оценить по
следующей схеме: 1 – согласен; 2 – не знаю; 3 – не согласен. Результат анкетирования
оценивается как общий балл и баллы по каждому представленному параметру
индивидуально для каждого обучающегося, по отряду и детскому лагерю.
Анкета позволяет оценить общую удовлетворённость пребыванием в детском
лагере - понравилось ли в лагере в целом, есть ли желание приехать ещё и посоветовать
лагерь друзьям. Для оценки общей удовлетворённости предусмотрено 3 утверждения.
Каждый параметр и общая удовлетворённость может получить низкую, среднюю
или высокую оценку в зависимости от количества набранных баллов. Высокие баллы
будут свидетельствовать о благоприятной оценке и о высокой удовлетворённости
подростков, низкие баллы —

о неблагоприятной оценке как следствия наличия

трудностей.
Суммарный балл по всему опроснику – это общий показатель отношения
подростка к детскому лагерю. Для его определения используются все 15 утверждений
анкеты. Его можно вычислить, просуммировав все баллы по шести параметрам и балл по
общей удовлетворённости Количественное значение суммарного балла можно трактовать
как негативное, нейтральное позитивное отношение подростка к отдыху в детском лагере.
Анкета позволяет выявить как общий уровень удовлетворённости подростков, так
и неудовлетворённых подростков отдыхом в детских лагерях
Центра в целом и какими-либо параметрами в частности. Результаты исследования
удовлетворённости подростков отдыхом в детском лагере возможно использовать для
решения задач разного уровня. Опираясь на результаты, можно анализировать с
педагогами качество отрядной деятельности в их отряде с выявлением западающих зон и
их последующей корректировкой, определять подростков, к которым особенно необходим
индивидуальный подход. Для административной группы детского лагеря результаты
анкетирования

могут

быть

использованы

при

анализе

качества

реализации

дополнительной общеразвивающей программы, при решении общих педагогических
задач.
32

В рамках психолого-педагогического сопровождения на ребёнка с ОВЗ в период
его пребывания в детском лагере педагогом-психологом оформляется индивидуальная
карта, куда заносятся данные об особенностях развития ребёнка в онтогенезе, имеющийся
диагноз, данные из сопроводительных документов, переданные из образовательной
организации и информация о том, в каких видах деятельности в рамках психологопедагогического сопровождения принимал участие ребёнок с ОВЗ. Данный документ
заполняется в соответствии со следующим алгоритмом:
Индивидуальная карта подростка с ОВЗ
Фамилия Имя____________________________________________________
Возраст ____регион ______________смена №____год__________________
Название образовательной программы _______________________________
Общие сведения о развитии ребёнка:
- психосоциальное развитие в детстве, особенности развития;
-

состоит ли (состоял) на медицинском учете у (указать специалиста) с диагнозом,

физическое развитие;
- особенности характера;
- особенности отношений со сверстниками, характер межличностного взаимодействия;
-

сфера интересов, увлечения, посещение секций и кружков;
самооценка, уровень притязаний, социальная зрелость, специфические личностные

особенности (уверенность в себе, демонстративность, эгоцентризм, взрывчатость и т. д.);
типичные трудности, конфликты, асоциальные действия, злоупотребление

-

психоактивными веществами;
-

семейная ситуация;

-

мотивация на пребывание в детском лагере, ожидания от детского лагеря.
Психический и поведенческий статус (состояние на момент нахождения ребёнка в

детском лагере):
-

внешность;

-

двигательная сфера (походка, координация движений, мелкая моторика,

мимика, специфические двигательные нарушения);
-

речь (уровень развития речи, скорость речи, интонация, особенности

речи);
-

сознание и ориентировка;

-

развитие восприятия и его нарушения;
33

-

внимание (объем, устойчивость, степень сосредоточения, переключение);

-

общая активность (нормальная, сниженная, повышенная, утомляемость, устойчивость

к нагрузкам);
-

развитие мышления и его особенности (наглядно-действенное, наглядно-образное,

словесно-логическое, тип соотношения, мыслительные операции: анализ, синтез,
сравнение, абстракция;
-

расстройства мышления);

-

память (запечатление, сохранение, воспроизведение, механическое или

смысловое запоминание, нарушение памяти);
- интеллект (определение характера умственной деятельности и интеллектуального
коэффициента);
- особенности эмоционального реагирования (живость, дифференциация, адекватность),
состояние настроения (ровное, повышенное, мрачное, благодушное и т. п.), наличие
страха, тревоги, раздражительности;
-

воля (сохранность, снижение, повышение произвольной активности,

импульсивность);
-

поведение (адекватность поведения, особенности поведения);
особенности сновидений и нарушения сна (повторяющиеся сновидения, тревожные

сны, кошмары, ночные пробуждения, снохождение, сноговорение, энурез, трудности
засыпания, просоночные состояния).
Сведения по итогам психолого-педагогического сопровождения в условиях детского
лагеря:
-

краткая характеристика поведения и состояния подростка во время заезда;
индивидуальные результаты диагностики эмоционально-психологического климата

(балл, уровень, отмеченные подростком факторы неблагополучия – если они есть);
-

информация по итогам социально-психологический обходов и наблюдений

(самочувствие подростка, эмоциональное состояние, отмечаемые трудности, вопросы,
пожелания);
-

в случае, если были обращения за консультативной помощью – характер трудностей,

содержание рекомендаций по преодолению этих трудностей (если к решению проблемы
были подключены специалисты смежных отделов и служб, то кратко указать, какие были
даны рекомендации и были ли они выполнены);
-

информация об участии подростка с ОВЗ а занятиях педагогов-психологов и/или

социального педагога профилактической и развивающей

направленности (степень
34

включённости в занятие, характер взаимодействия со сверстниками, эмоциональный фон,
возникшие трудности, если они были);
-

индивидуальные результаты по итогам анкетирования методикой «Твой взгляд на

детский лагерь» (балл и уровень общей удовлетворённости, факторы с низким уровнем
удовлетворённости, пояснения подростка к результатам, если проводилась беседа).
В условиях детского лагеря важно указать те сведения, которые возможно собрать со
слов ребёнка, отрядных воспитателей и из

медицинских документов, описать

особенности поведения, эмоциональный статус, внешний вид, наличие или отсутствие
стигм онтогенеза, характер взаимоотношений со сверстниками и педагогами, ориентацию
во времени, пространстве и собственной личности, особенности мыслительной
деятельности.
Оформленная индивидуальная карта подростка с ОВЗ должна находиться на хранении
в психологической службе детского лагере в электронном виде, по требованию может
быть предоставлена законным представителям подростка или по судебному решению (в
соответствии с ним) - иным лицам.
Критерии

результативности

программы

психолого-педагогического

сопровождения: высокий уровень удовлетворенности подростков пребыванием в детском
лагере; сокращение числа ранних отъездов подростков. Результативность деятельности
педагогов-психологов в рамках психолого-педагогического сопровождения участников
адаптивных дополнительных общеразвивающих программ также может быть отражена в
следующих документах: протоколы, информационные карты и аналитические отчёты о
проведённых

мероприятиях,

содержащие

аналитический

блок

относительно

эффективности для субъектов деятельности; благодарственных письмах от профильного
министерства и позитивных отзывах от родителей (лиц их заменяющих) детей с ОВЗ –
участников смены. А также определяться в рамках собеседований по итогам
организационного периода, смены, отчётного периода, где администрация детского лагеря
характеризует качество и эффективность взаимодействия по организации психологопедагогического сопровождения всех участников образовательно-оздоровительного
процесса.
К организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивных смен
рекомендуется

привлекать

педагогов-психологов

со

следующими

интегральными

характеристиками:
- принятие и следование принципам инклюзии;
35

- направленность внимания и деятельности на ребенка, включающую в себя позитивное
отношение к детям-инвалидам и детям с ОВЗ и готовность работать с ними, стратегию
взаимодействия с родителями (законными представителями);
- поведенческая и интеллектуальная гибкость;
-

профессиональная компетентность (умения и навыки, необходимые для работы в

междисциплинарных командах, знания специальных технологий сопровождения детейинвалидов и детей с ОВЗ).
Также важно учитывать индивидуально-личностные особенности и психологопедагогические возможности детей с ОВЗ с конкретной нозологией (приложение №2).

36

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
1. Непонимание цели программы
Риск: Участники, а также некоторые сотрудники могут не понять цели и
значимость программы, что снизит её эффективность.
Способы преодоления:
-Провести предварительные встречи и тренинги для персонала и родителей, где
будут разъяснены цели и задачи программы.
-Разработать информационные материалы (брошюры, буклеты) для участников и
родителей.
2. Конфликты в группе
Риск: Возможны конфликты между детьми, что может негативно сказаться на
атмосфере и ходе программы.
Способы преодоления:
-Ввести правила взаимодействия и общения, которые способствуют уважению и
пониманию.
-Обучить вожатых и педагогов методам разрешения конфликтов и групповым
динамикам.
3. Негативная реакция участников
Риск: Дети могут некомфортно себя чувствовать во время определенных
мероприятий (тренингов, арт-терапии), что приведет к протесту или отказу от участия.
Способы преодоления:
-Предоставить возможность выбора для детей, чтобы они могли участвовать в
активности, которые им интересны.
-Использовать игровые и развлекательные элементы в обучающих занятиях для
повышения уровня вовлеченности.
4. Эмоциональная нагрузка
Риск: Высокая эмоциональная насыщенность занятий может вызвать неприятные
чувства, стресс или тревогу у детей.
Способы преодоления:
-Проводить регулярные рефлексии для обсуждения эмоционального состояния
участников.
-Включать в программу занятия по релаксации и снятию стресса (например,
медитации, физическая активность).
5. Нехватка ресурсов
37

Риск: Могут возникать проблемы с материальными ресурсами (необходимые
материалы, пространство и т.д.).
Способы преодоления:
-Заранее подготовить список необходимых материалов и запасов и убедиться в их
наличии перед стартом программы.
-Искать альтернативные источники финансирования, если потребуется.
6. Невозможность адаптации программы
Риск: Программа не будет адаптирована под особенности группы (возраст,
интересы, уровень подготовки).
Способы преодоления:
-Регулярно собирать обратную связь от участников и адаптировать программу в
соответствии с их интересами и потребностями.
-Проводить наблюдения за динамикой группы и вносить изменения при
необходимости.
7. Отсутствие поддержки со стороны родителей
Риск: Родители могут не поддерживать начинания лагеря, что негативно скажется
на мотивации детей.
Способы преодоления:
-Организовать встречи с родителями, чтобы они могли задать вопросы и получить
информацию.
-Поддерживать постоянную связь с родителями через информационные рассылки
или отчеты о ходе программы.
8. К положительным результатам программы
Риск: Результаты

могут

не

соответствовать

ожиданиям,

что

снизит

удовлетворенность участников.
Способы преодоления:
-Установить четкие критерии для оценки успешности программы и регистрировать
изменения и достижения участников.
-Проводить опросы на этапе завершения программы для понимания её влияния на
участников.

38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ

1.

Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч.трудов /

Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 2014. - 122 с.
2.

Дик Н. Ф. Непреходящие законы детского отдыха. // Народное образование. –

2012. - №3. – С.69.
3.

Зыкова Т.С. Специальный стандарт образования для детей с нарушением

слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем [Текст] / Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: метод. и практ. журн. – 2012. - №
3. - C. 3-9.
4.

Кравцова С.И. «Особенности взаимодействия с нестандартным ребёнком,

методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2012 г.
5.

Методическое

пособие

для

обучения

(инструктирования)

сотрудников

учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для
инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом
необходимой помощи / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др.;
Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2-х Ч. М., 2015. - 555 с.
6.

Письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008

года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
7.

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
8.

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении

порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
9.

Саматова А. В. Дети с глубоким нарушением зрения. Изд. Феникс, серия:

Школа развития, 2012 г.
10. Создай команду. Методическое пособие для педагогов /Авт-сост. Н. И.
Васильковская, А.А. Сайфина, Л. Р. Уварова, Ю. С. Шатрова. Серия «Школа вожатых
«Ориентир». ФБГОУ ВДЦ «Орлёнок»: учебно-методический центр, 2015 год. – 80 С.
11. Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года.
39

12. Титкова Т.В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере. –
Ростов н/Д., 2003. – 320с.
13. Федосова О.Ю., Михайлова Е.А., Нестерова Т.В. Возможности использования
метода проекта в работе с дошкольниками с ОВЗ в условиях интеграции // Интеграция и
инклюзия в образовании: проблемы и опыт: материалы всерос.научно-практ.конф., посв.
25-летию факультета специального образования. – Самара: ПГСГА, 2013. – 450 с. – С.164172.

40

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

151325621799860972593249704829105498913750279384

Владелец

Суслова Анна Петровна

Действителен

С 26.03.2025 по 26.03.2026

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Специальная оценка условий труда

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».