Программа ЗОЛ Веселый бор Лето 2024

Муниципальное образование
Серовский городской округ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
оздоровительно-образовательный центр «Чайка»
загородный оздоровительный лагерь «Весёлый бор»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ДО ООЦ «Чайка»
_______________ А.П.Суслова
Приказ № 61-о от 23.04.2024

ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
«СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»
социально-гуманитарной направленности
Программа рекомендуется для детей и подростков
в возрасте от 6,5 до 17 лет.
Сроки реализации программы: 02.06.2024 г. – 25.08.2024 г.

Автор - составитель программы:
Директор МАУ ДО ООЦ «Чайка»
А.П. Суслова
Начальник ЗОЛ «Веселый бор»
С.В. Калашникова

г. Серов
2024 г.
2

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………….…………………………………….

3

1.

Целевой блок………………………………….………………………………..

8

2.

Содержание и механизм реализации программы ……………….……..……

10

Механизм реализации ……………………………………………………..

10

Этапы реализации……………………………………………….……..…

11

2.1.

Содержание смен……………………………………………….……..…

14

2.3.

Система соуправления…………………………………….……….…….

17

2.3.

Система мотивации…………………………………………….……….….

19

3.

Условия реализации программы. ………………………………….………...

22

4.

Система контроля и оценивания результатов…….……………….…….…..

25

Список литературы и интернет источники ……….….…………….……….

29

Приложение № 1- Нормативные документы………………………………..

1

Приложение № 2- Режим дня ………………………………………………..

3

Приложение № 3- Мониторинг ………………………………………………

4

Приложение № 4- Символика лагеря………………………………………..

6

Приложение № 5- План-сетка …………………………………….…………

8

3

ВВЕДЕНИЕ
Семья — это не просто основа государства и общества,
это духовное явление, основа нравственности.
В. В. Путин
Какое счастье жить на свете,
Когда я в мире не одна.
Когда душа теплом согрета
И за спиной стоит СЕМЬЯ…
Программа организации отдыха детей и их оздоровления «Семейный альбом»
разработана для летнего

загородного оздоровительного

лагеря «Весёлый

бор» и

ориентирована на личность ребёнка и его саморазвитие.
Деятельность педагогического коллектива лагеря «Весёлый бор» ориентирована на то,
чтобы оказать содействие в формировании общечеловеческих ценностей у детей,
отдыхающих в лагере. Основой для создания содержательной части программы стала
стратегия развития и воспитания в Российской федерации до 2025, которая определяет
базовые национальные ценности Российского общества.

Государственная политика в

области образования основывается на принципах приоритета общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье рассматривается как одно из базовых направлений образовательной политики.
Программа организации отдыха детей и их оздоровления разработана с учётом
нормативно-правовых документов (Приложение №1)
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных
характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разработана с
учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа адресована детям и подросткам от 6,5 до 17 лет. В течение одной смены
в лагере находятся 222 ребёнка в 10 отрядах.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из
различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Реализации программа рассчитана на период летней оздоровительной кампании,
продолжительностью 5 смен - 1 смена 21 день, 2-5 смены по 14 дней.

4

Актуальность программы
Содержание программы «Семейный альбом» непосредственно связано с официально
объявленным в 2024 году в России годом Семьи. Цель проведения года Семьи – укрепление
института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей – любовь, уважение,
взаимопонимание, поддержка, связь поколений. Семья создает человека и поддерживает его
стремление к развитию. В семье формируются все личностные качества.
Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в
государственных и правительственных документах.
В «Конституции Российской Федерации» установлено: «Материнство и детство,
семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и
обязанность родителей».

Семья является начальной структурной единицей общества,

естественной средой развития ребенка, закладывающей основы личности. Семья является
основой любого государства (что само по себе имеет абсолютную ценность), главным и
ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций,
национальной безопасности.
Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и
соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования записано, что одной из базовых национальных ценностей является СЕМЬЯ.
Образовательный процесс рассматривается как процесс развития личности, принятия
духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Основные результаты
воспитания выражены в терминах ключевых воспитательных задач, содержание которых
отражает основные направления развития личности: личностная культура; социальная
культура; семейная культура.
В

Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России, являющейся идеологической основой Стандарта, записано: «Семейная
культура — это осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей
принадлежности к народу, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев
семьи, как любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, почитание родителей, забота о
младших и старших, ответственность за другого; бережное отношение к жизни человека,
забота о продолжении рода». В Концепции говорится, что духовно-нравственное развитие
личности начинается в семье.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие,
закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые
5

представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, брата, сестры, друга,
соседа и т.д. Ребенок приобретает коммуникативные навыки, приобщается к коллективному
полезному труду, раскрывает свои таланты. А задача образовательной организации в этот
момент – создать все условия для воспитания будущего гражданина и патриота нашей
страны.

В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями

сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли
мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.
В своем послании Федеральному Собранию Президент России В. В. Путин определил
главный приоритет государственной политики обозначив, что усилия государства должны
быть «направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические
программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры».
Семейные ценности — это традиции, нормы поведения, обычаи и взгляды, которые
передаются в рамках одной семьи из поколения в поколение.
1.

Верность. Готовность быть с любимым человеком и в горе, и в радости, несмотря

ни на какие соблазны.
2.

Взаимопонимание. Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и

стремления своей второй половинки и детей.
3.

Доброта. Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку,

потребность быть полезным.
4.

Доверие. Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей.

5.

Забота и поддержка. В семье каждый должен знать, что он может рассчитывать на

помощь и поддержку своих близких. Любовь и забота создают тёплую атмосферу, в которой
приятно находиться и развиваться.
6.

Любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желании о них

заботиться, защищать, быть постоянно рядом.
7.

Общение. В семейном общении важны нравственные принципы, главным из

которых является уважение другого человека.
8.

Ответственность. Это способность отвечать за свои поступки, не обвиняя

обстоятельства, а пытаясь изменить ситуацию.
9.

Традиции. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё

то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы
и трудности.
10. Уважение. Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена
фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности
другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.
6

11. Умение прощать. Дети должны знать, что в семье их всегда поймут и простят.
12. Честность. Честность и искренность в семейных отношениях рождают доверие и
спокойную уверенность в благополучии.
Наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом
негативным воздействиям и гарантией адекватного воспитания молодого поколения.
Поэтому воспитание ценностного отношения к семье у детей сегодня является одной из
приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие
их будущих семей, но и общества в целом. В то же время возрастает роль и ответственность
родителей за воспитание детей как активных граждан России, способных к свершению
позитивных преобразований в обществе.
Актуальность программы социально-гуманитарной смены «Семейный альбом»
определена востребованностью научить ребенка жить в гармонии с собой и окружающими
его близкими людьми, уважать старших, быть честным и искренним, уметь общаться и
ладить с разными людьми.
Семейный альбом – это традиция

с

многолетней

историей, это книга

памяти, это история семьи, рассказывающая обо всех ее значимых и важных событиях.
Семейный альбом - хранилище общечеловеческих ценностей. Копилка полезных навыков.
Именно так мы назвали наше Лето 2024 года.
Новизна программы
К отличительным особенностям данной программы можно отнести то, что весь
летний сезон посвящаем теме «Семейные ценности». Переворачивая страницы Семейного
альбома, смена за сменой, проходят тематические мероприятия, посвященные Году Семьи:
1. Веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья!»
2. Конкурс рисунков «Моя семья».
3. Акция «Звонок родителям!»
4. Творческая встреча родителей и детей.
5. Фотовыставка "Это у нас семейное«.
6. День семьи, любви и верности. Акция "Ромашка" Акция "Моя семья"
7. День национальной кухни. Акция "СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ РАЗНЫХ НАРОДОВ
РОССИИ«
8. Фестиваль патриотической песни, посвященный Году семьи!
9. Отрядные беседы "Год семьи. Родные - Любимые"

7

В течение летнего сезона 2024 года педагогический состав и дети ЗОЛ «Чайка» станут
активными участниками:
-Акции, конкурсы и мероприятия,посвященные 130 – летию города Серов.
-Акции, конкурсы и мероприятия, посвященные 90-летию Свердловской области.
-Участники

программы

Общероссийского

общественно-государственного

движения детей и молодёжи «Движение первых». В течение летнего сезона 2024 года
педсостав и дети ЗОЛ «Весёлый бор» станут активными участниками программы РДДМ. Все
мероприятия, проводимые в лагере, призваны популяризировать организацию «Движение
Первых» в среде детей и подростков и должны способствовать увеличению количества
вовлеченных в деятельность РДДМ «Движение Первых».
-Областной проект «Выборы – дело молодых». Ещё одно новшество сезона 2024г.
то, что каждую смену педагогический коллектив лагеря реализует областной проект
«Выборы – дело молодых». Выборы Лидера (активиста) смены. Проект реализуется по
согласованию

с

Серовской

избирательной

комиссией,

Молодежной

избирательной

комиссией Свердловской области, решили принять участие в областном проекте «Выбор
молодых!», который знакомит будущих избирателей с основами избирательного права и
избирательного процесса, с механизмами организации и проведения выборов, формирование
активной жизненной позиции и гражданской ответственности.
-Проведение тематических занятий «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – ОСНОВА
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».
-Введение детского бракеражного журнала.
-Родительский контроль питания.
Программа организации отдыха детей и их оздоровления

ЗОЛ «Весёлый бор»

«Семейный альбом» поможет участникам смены отдохнуть, получить оздоровление и
научиться жить в гармонии с собой и окружающими его близкими людьми, уважать
старших, быть честным и искренним, уметь общаться и ладить с разными людьми.
Семейный альбом, как хранилище общечеловеческих ценностей,

копилка полезных

навыков, поможет сохранить это всё в памяти и передать из поколения в поколение.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение: план-сетка, распорядок дня, мониторинг, символика лагеря.

8

1. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Оздоровительно-образовательный процесс в загородном оздоровительном лагере
«Веселый бор» организуется на основе разработанной программы деятельности с учетом
интересов детей, потребностей семьи и национально-культурных традиций.
Целью программы является – формирование гармоничной личности детей и
подростков на основе семейных ценностей через включение в тематическую коллективно творческую и общественно-полезную деятельность.
Для достижения цели ставим перед собой следующие задачи:
1) ознакомить участников смены с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы,
ценности и нормы семейной жизни;
2) расширить знания о профсоюзных организациях города, профессиональной
ориентации, значимости профессий своей семьи, формировать культуру труда;
3) формировать и развивать у детей и подростков чувств гражданственности, гордости
и верности своему Отечеству, к своей малой Родине, истории, культуре, традициям семьи и
страны;
4) создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения детей и
подростков, проявления их активности и самореализации;
5) формировать позитивное отношение к ценности здоровья и массовой физической
культуре и спорта;
5) популяризировать Движение Первых в подростковой среде и способствовать
увеличению количества подростков, вовлечённых в деятельность Движения.
Предполагаемые результаты программы:
Результаты для детей и подростков:
- по окончанию смены участники программы должны проявить активное включение в
реализацию программы ЗОЛ «Весёлый бор» и показать знания о семейных ценностях;
- детьми получены знания о профсоюзных организациях города Серова, об их роли на
предприятиях города, о правах и обязанностях, трудовом кодексе, коллективном договоре,
уставе, принципах профсоюза;
-у участников смены повысится интерес к изучению истории страны, своей малой
родине, традициям и истории семьи;
-проявится интерес к различным видам творческой деятельности;
-проявится интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
9

-вырастет популярность детского российского движения «Движение первых»

и

желание детей и подростков вступить в «Движение первых».
Результат для педагога:
- реализация

личностного

потенциала,

интереса

по

профилю,

обогащение

собственного педагогического опыта;
 умение работать, исходя из педагогической ситуации (подбирать средства, формы,
технологии);
 отработка

разнообразных

способов

подготовки

и

реализации

отрядных,

общелагерных дел, форм детского самоуправления.
Результат для родителей:
- удовлетворѐнность родителей организацией летнего отдыха детей;
- удовлетворенность оздоровлением и отдыхом детей;
- повышение психолого-педагогической компетентности и культуры;


развитие креативности;



оптимизация отношений родитель-педагог; родитель-ребенок-педагог;



снижение риска семейного неблагополучия и формирование комфортных условий

для личностного роста и развития ребенка.

10

2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Механизм реализации
Практическая

реализация

цели

и

задач

воспитания

программы

социально-

гуманитарной направленности «Семейный альбом» осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России знание и
уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам
России, формирование общероссийской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей
нравственной Культуры

на основе духовно-

народов России, формирование традиционных российских

семейных ценностей;
-

эстетическое

воспитание:

формирование

эстетической

культуры

на

основероссийских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и
безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния
здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной
безопасности;
Особая ценность досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и
интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, дети - дети,
педагоги - дети - семья.
2.3 Этапы реализации программы
Смена в детском лагере длится 21 день включает в себя три периода:
организационный (1 -3 дни смены), основной (с 4 по 19 дни смены), итоговый (19 - 21 дни
смены).
11

Смена в детском лагере длится 14 дней включает в себя три периода:
организационный (1 - 3 дни смены), основной (с 4 по 11 дни смены), итоговый (12 - 14 дни
смены).
Подготовительный этап: этап характеризуется тем, что до открытия летнего
оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого
этапа является:
 участие

в

совещаниях,

посвященных

подготовке

к

проведению

летней

оздоровительной кампании;
 знакомство с правовыми документами и нормативной базой, обеспечивающей

качественный отдых детей в текущем году;
 проведение совещаний при директоре по подготовке лагеря к летнему сезону;
 разработка программы деятельности загородного оздоровительного лагеря;
 отбор кадров для работы в загородном оздоровительном лагере, конкурсный отбор и

обучение педагогического персонала;
 составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка,

положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);
 создание рабочей группы по подготовке методического материала для работников

лагеря;
 организация помещений лагеря согласно СанПину;
 обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
 разработка

программно-методического

обеспечения,

подготовка

правовых

документов, заключение договоров;
 подготовка материально-технической базы;
 проведение родительского собрания;
 планирование смены: составление программы, плана работы, легенды, игровой

модели смены, разработка основных общелагерных дел;
 реклама;
 подготовка педагогического и вожатского состава;
 размещение аннотации программы на сайте организации;
 составление списков участников смены;
 проведение родительского собрания;
 подготовка лагеря к приему детей;
 предпрограммная диагностика интересов и ожиданий детей и подростков, их

родителей, а также педагогов.
12

Организационный: основной деятельностью этого этапа является:
 встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и

творческих способностей, формирование отрядов;
 знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
 разработка и оформление документации лагеря;
 запуск игровой модели;
 знакомство с легендой смены, определение целей для достижения конечного

результата смены;
 утверждение системы управление отрядом, иерархической структуры.

• размещение, знакомство и адаптация участников смены;
• инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности;
• ознакомление с темой смены, первичное анкетирование;
• проведение хозяйственных и стартовых сборов;
• выборы в органы детского самоуправление, формирование советалагеря (зависит от
системы самоуправления, могут называться по-другому);
• игры на знакомство и сплочени отрядов;
•

знакомство

с

объединениями

дополнительного

образования,

творческими

мастерскими и их руководителями;
• представления отрядов, торжественная линейка, концерт открытия смены.
Основной: основной деятельностью этого этапа является:
 реализация основной идеи смены;
 вовлечение детей и подростков в различные виды коллективных творческих дел;
 работа творческих кружков:
 Студия творчества «Очумелые ручки»
 Студия музыкальная «С песней по жизни»
 Студия танца «Непоседы»
 Творческий кружок «Песочные фантазии»
 Спортивный кружок «Шахматы»
 Психологический кружок «Пойми меня»
 Программа «Гармония» (адаптивная физкультура)
 Занятия «Правильное питание»
 реализация основной идеи каждой смены в рамках программы
13

 методическая работа с воспитателями, вожатыми,

• работа по плану смены;
• ежедневное проведение занятий по различным направлениям деятельности:
реализация основных мероприятий программы смены;
• проведение спортивных игр и состязаний;
• организация социально – значимой деятельности;
• выпуск газеты, работа почты, медиацентра;
• проведение огоньков, рефлексии дня, коллективное планирование следующего дня;
• размещение информации о реализации программы на сайте организации, в группе
Вконтакте;
• отслеживание эмоционального, физического состояния детей, корректировка
деятельности;
Заключительный: основной идеей этого этапа является:
 подведение итогов;
 анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности

летнего оздоровительного лагеря в будущем;
 сбор

отчетного

материала,

анализ

реализации

программы

и

выработка

рекомендаций.
объединений дополнительного образования, мастерских, проведение выставок,
выступление детей на итоговом концерте с творческими номерами;
• итоговое анкетирование участников смены, анкетирование и письменные отзывы
родителей как заказчиков услуг;
• награждение лучших, активных участников смены в соответствии с содержанием
пункта «Система мотивации и стимулирования»;
• торжественная линейка и концерт закрытия смены;
• подведение итогов, обработка и оформление материалов смены;
• отъезд детей;
• размещение информации об итогах реализации программы на сайте организации.
2.2. Идея программы
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены
закладывается игровая модель, согласно которой все дети, отдыхающие в лагере, становятся

14

участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, в которой
раскрывается тема семейных ценностей.
В 2024 году летняя оздоровительная кампания в ЗОЛ «Весёлый бор» пройдет под
девизом «Семейный альбом» и будет направлена на сохранения традиционных семейных
ценностей. Смены будут проходить в уютной семейной тематике, где в роли семей
выступают отряды. Каждый тематический день будет раскрывать такие понятия, как семья и
семейные ценности. Ежедневно с детьми будут проходить беседы с наставниками и
социальными партнерами на заданные темы, которые помогут задуматься детям на многие
важные вопросы и найти для себя определённые ответы.
На линейке открытия смены все отряды объявляются семьями и получают семейные
альбомы, где на протяжении смены появится история их семьи, где они смогут сохранить
ценности. Названия отрядов должны отражать их единство, показывать, что теперь у них не
просто отряд, а целая семья.
По итогу смены отряды появляются на семейном древе, которое отражает единство
всех отрядов, ведь в роли «Дома», объединяющего все отряды, выступает лагерь. И у лагеря
есть своя история, своя летопись, которую пишем мы каждое лето.
И именно такими мы создаём наши летние смены, проводим их в формате интенсивов
— погружений в самые интересные темы. Каждый новый день в лагере проходит под общим
девизом, согласно выбранной тематике дня. Дети в течение дня находятся в поиске
Открытий в соответствии с полученным маршрутом, попадая в различные ситуации поиска
и выполняя задания.

2.3.

Содержание страниц «Семейного альбома»

Первая страница – профсоюзная. Тема: «Профсоюзная семья!».
Девиз «Профсоюз-наш верный друг!»
Тематика работы смены «Профсоюзная», относится к социально-гуманитарной
направленности и нацелена на развитие у детей опыта работы в команде, получении и
расширении знаний о профсоюзном движении работников предприятий Серовского
городского округа.
Вместе говорим о труде, прозводстве, трудовом праве и разнообразии профессии.
Один за всех и все за одного!
Смена посвящена 130-летию г. Серова. В течение смены дети и подростки знакомятся
с

деятельностью

профсоюзов

г.Серова,

основами

социально-трудовых

отношений,

профориентации, подготовке к будущей трудовой и активной общественной деятельности.
15

На 1 смене ребята объединяются в производственные семьи: металлургов, механиков,
ферросплавщиков,

педагогов,

врачей,

энергетиков,

электриков,

железнодорожников,

культпросветработников, работников ЖКХ и госучреждений.
Сотрудники лагеря и социальные партнеры расскажут о профсоюзной организации
своего предприятия. О том, что вступив в Профсоюз, мы получаем защиту своих прав и
всегда помним об обязанностях, получаем возможность участвовать в различных конкурсах,
спортивных соревнованиях, то есть возможность сделать свою жизнь намного интересней.
Основные мероприятия: профсоюзный митинг, собрания профсоюзных активистов,
спортивный праздник «Профсоюзная феерия», выборы Лидера профсоюза, профсоюзная
спартакида.
В конце смены отряды презентуют минипроекты:
- видеоролики «Славим человека труда»,
- талисманы для профсоюзных организаций СГО,
- семейные альбомы.
Ключевые дела смены:
- Традиционная Спартакиада «Профсоюзная феерия» среди предприятий города и
ЗОЛ

г. Серова;
-

встреча с представителями профсоюзных организаций города, квест – игра «Что

такое профсоюз?»;
-

реализация проекта Свердловской области «Выборы – дело молодых»;

-

КВН профсоюзных команд предприятий и учреждений СГО.

Дни единых действий:
- День русского языка - Акция «Читает семья – читает Россия», посвященная юбилею
А.С. Пушкина;
- День России - Акция «Крепкая семья – сильная Россия», посвященная дню России;
- День памяти и скорби – Акция «Помним».

2 смена – патриотическая. Тема: «Семья и Родина!».
Девиз «Когда мы едины - мы непобедимы!»
Тематика работы смены «Семья и Родина», относится к социально-гуманитарной
направленности и нацелена на развитие у детей опыта работы в команде, формирование
чувства патриотизма, российской идентичности через включение в программу изучения
важнейших вех истории региона и страны и воспитания посредством игровой деятельности.

16

Игровая модель смены - это сбор юноармейцев. Вместе найдем и создадим формулу
Победы! Юнармейское Братство в ходе смены знакомится с историческими фактами и
биографиями великих исторических личностей героев Серовцев, героев своей семьи,
внёсших свой вклад в патриотическое служение Отечеству. Внимание уделяется и военноспортивным играм, патриотическим концертам.
Чтобы стать Лучшим юнармейским отрядом. Для этого надо быть дружной командой
и каждый день находить и делать добрые дела и участвовать в тематических,
образовательных, творческих и спортивных мероприятиях.
Ключевые дела смены: спортивно-патриотическая игра «Зарница», концерт для
ветеранов, конкурс строя и песни, конкурс патриотической песни.
В конце смены ребята презентуют
-работы о героях-серовцах,
-семейные альбомы.
Ключевые дела смены:
- спортивно-патриотическая игра «Зарница»;
- конкурс строя и песни;
- конкурс патриотической песни;
- квест-игра «Исторические события»;
- мероприятия, посвященные 90-летию Свердловской области;
- реализация пилотного проекта Свердловской области «Выборы – дело молодых»;
- концерт, посвященный ветеранам всех войн.
Дни единых действий:
- Акции, мероприятия, конкурсы в День молодежи,
- Акции, мероприятия, конкурсы, посвященные празднику «День семьи, любви и
верности».
3 смена – творческая. Тема: «Наше наследие!»
Девиз «Наш семейны коллектив излучает позитив!»
Тематика работы смены «Наше наследие», относится к социально-гуманитарной
направленности и нацелена на развитие у детей творческих способностей, навыков общения
и толерантности через включение их в коллективную, творческую, общественно полезную
деятельность в команде. В течение смены каждый воспитанник и отряд может проявить свой
творческий потенциал и активность в конкурсах различной направленности: музыкальной,
танцевальной, ДПИ и пр. Ну, а самое главное, ребята смогут показать какие творческие
традиции есть в их семье.
17

В конце смены каждый отряд презентует
- свои творческие достижения на итоговом концерте,
-семейный альбом.
Ключевые дела смены:
-

встречи с представителями творческих профессий и искусства;

-

реализация проекта Свердловской области «Выборы – дело молодых»;

- конкурс Битва хоров «Семья – источник вдохновения»;
-

конкурс Большие танцы «Вместе веселей»;

-

конкурс рисунков «Семейные традиции»;

-

литературный вечер;

- театральный конкурс «Живая открытка»;
-

день национальной кухни. Акция "СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ РАЗНЫХ НАРОДОВ

РОССИИ"
4 смена – спортивная. Тема: «Мы спортивная семья!».
Девиз «В мире спорта все дружны!»
Тематика работы смены «Мы спортивная семья!», относится к социальногуманитарной направленности и нацелена на развитие у детей опыта работы в команде,
укрепление физического здоровья, всестороннего развития личности.
Одной из главных задач для детского оздоровительно-образовательного лагеря
является органичное сочетание развития, воспитания и обучения с сохранением и
укреплением здоровья детей. На 4 смене ребятам предлагается отправиться в большое
путешествие. Вместе они обязательно справятся со всеми препятствиями и преодолеют все
трудности. Но только сильные и дружные команды пройдут это путешествие быстрее и
лучше других. И, конечно, им поможет ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ.
В течение смены проходят тематические, образовательные, спортивные мероприятия.
Ребята поделяться своими семейными туристичеками маршрутами, создадут свои отрядные
туристические маршруты.
В конце смены отряды представят
- спортивно-туристические маршруты г. Серова,
- семейный альбомэ
Ключевые дела смены:
- республиканская Спартакиада;
- праздник «День вида спорта»;
- квэст «Спорт — норма жизни»;
18

-

агит. конкурс «Семья выбирает спорт и ЗОЖ!»;

-

реализация проекта Свердловской области «Выборы – дело молодых»;

- спартакиада среди предприятий города и учреждений СГО, посвященная Дню
города Серов и юбилею ПАО НМЗ;
-

XXII Спортивный межлагерный праздник «Солнечная феерия».

Дни единых действий:
- день ВМФ.
5 смена посящена Общероссийскому общественно-государственному движению
детей и молодёжи «Движение первых».
Тема: «Семья в Движении!»
Девиз «Быть в движении, быть первыми!»
Тематика работы смены «Семья в Движении!», относится к социально-гуманитарной
направленности и нацелена на развитие у детей опыта работы в команде, разностороннее
развитие детей и подростков, раскрытие их личностных качеств, талантов, творческих
способностей и навыков, через проектную деятельность «Движения первых» и воспитания
посредством игровой деятельности.
Пограмма направлена на знакомство с общероссийским детским движением. В
соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ "О российском движении детей и
молодёжи" от 14 июля 2022 в стране было создано Общероссийское общественногосударственное движение детей и молодежи «Движение Первых». Максимальное
вовлечение детей в проектную деятельность «Движение Первых» по всем 12-ти
направлениям сплотит всех детей лагеря, охватит и объединит общим делом большое
количество детей и подростков. В «ПроДвижении» каждый найдет для себя полезное и
интересное дело, сможет раскрыть свой потенциал в многогранной палитре возможностей
«Движения первых». В течение смены ребята ежедневно будут знакомиться проектами
движения. Родители детей познакомят нас, в каких детских организациях они были.
В конце смены
-ребята сделают свой выбор для вступления в «Движение первых».
-представят семейный альбом
Ключевые дела: выборы Лидера Движения Первых (областной проект «Выбор
молодых!»);
Ключевые дела смены:
- встреча с представителями местного координационного совета «Движение Первых»;
- квест игра «Время Первых»;
19

- встречи с почетными жителями города;
- реализация проекта Свердловской области «Выборы – дело молодых»;
- открытие спартакиады «Первые в спорте!»;
- творческая встреча родителей и детей «От Пионерии до Движения Первых»;
- юбилей ЗОЛ «Чайка».
Дни единых действий:
- день физкультурника;
день государственного флага РФ.
2.4. Система самоуправления
В республике «Веселый бор», где проживает 11 семеек, каждую смену выбирается
Республиканский совет. Совет состит из глав семейства и министерств. Министерства
организуют свою деятельность ежедневно, итоги подводятся каждые 3 дня.
Детское

самоуправление

позволяет

детям

стать

активными

участниками

воспитательного процесса, педагоги помогают детям приобрести организаторские навыки и
умения, раскрыть в себе творческие способности, научиться работать в малых и больших
группах. Все это направлено на развитие лидерских качеств у детей, умение работать в
одной команде, умение рассчитывать на свои силы и правильно оценивать возможности.
Республиканские министерства:
 Министерство спорта
 Министерство здравоохранения
 Министерство культуры
 Министерство труда
 Министерство финансов.
Посты руководителей данных ведомств занимают ребята по итогам выборов.
В обороте своя валюта – боры.
«Бор» выпускается банком ЗОЛ «Веселый бор» для обеспечения наличных операций,
связанных с покупкой, оплатой услуг и штрафов. Валюта находится в свободном обращении
и принимается к оплате во всех случаях.
В обращении находятся банкноты номиналом 10,50,100 бор.
Они являются мерой вознаграждения за участие в различных видах деятельности.
Получение той или иной купюры зависит от качества исполнения. Ребята имеют
возможность заработать на бирже труда, побеждая в республиканских мероприятиях, а затем
потратить на экскурсию в район Серовского водохранилища, продление дискотеки, поздний
20

подъем, просмотр видеофильма и т.д.
2.5. Система мотивации и стимулирования детей
В тчечение многих лет в лагере сложилась особая система поощрения и
стимулирования детей на смене с целью повышения уровня заинтересованности детей.
Система стимулирования включает личную и коллективную мотивацию, внутриотядную и
общелагерную.
Коллективная мотивация
- ежедневно отряды получают дипломы, грамоты, сладкие призы за победы в
творческих и спортивных мероприятиях;
- в конце смены отрядам вручается победа в номинации в соответсвии с рейтингом
отрядных коллективов по итогам участия в лагерных конкурсах:
- номинация «Самый дружный отряд смены», (отряд, в котором меньше всего
конфликтовали воспитанники),
- номинация «Самый чистый отряд смены», (отряд, в котором больше всех было «5»
за чистоту комнат и чистоту территории лагеря),
- номинация «Самый здоровый отряд смены», (отряд, в котором дети меньше всех
болели и ходили в мед.пункт),
- номинация «Самый спортивный отряд смены»,

(отряд, в котором больше всех

призовых мест в спортивных соревнованиях),
- номинация «Самый творческий отряд смены», (отряд, в котором больше всех
призовых мест в творческих конкурсах),
 Победителем становится отряд, который был лучшим во всех вшеперечисленных
номинациях. Отряд - победитель награждается сладким призом и званием «Лучший отряд
смены».
Личная мотивация
- устная благодарность и поздравления на ежедневных утренних линейках,
 поздравление по лагерному радио,
 размещение информации о достижениях детей на общелагерном стенде, на сайте
организации, в социальных сетях,
 ежедневная акция «Герой дня»,
 право вынести флаг республики, флаг РФ на открытии и закрытии смены,
21

 награждение

детей

грамотой,

дипломом,

благодарностью

образовательной

организации на линейке Закрытия смены,
 занесение имени активного участника программы на общелагерную «Аллею звезд»,
 выдача дипломов с оценками «Выпускникам» лагеря об успешном окончании ЗОЛ
«Веселый бор»,
 направление благодарственного письма родителям за помощь в реализации
программы и хорошее воспитание детей.

22

3. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Организационные ресурсы
- разработка программы отдыха детей и их оздоровления в ЗОЛ «Весёлый бор»;
- изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального и местного
уровня;
- изучение санитарно–гигиенических, пожарных норм и правил по оздоровлению и
отдыху детей в детском оздоровительном лагере в 2024 г;
- работа с внутренними локальными актами ЗОЛ.
Информационные ресурсы
- размещение информации на сайте Администрации Северного управленческого
округа Свердловской области;
- оформление информационных стендов в лагере, УО, администрации СГО;
- работа с единым информационным порталом «Уральские каникулы»,
- размещение информации в социальной сети Вконтакте в группе «Весёлый бор» https://vk.com/veseliybor

и «Телеграм» в группе «Весёлый бор» - https://t.me/vessliybor ,

официальным сайтом учреждения (https://chaika-srv.profiedu.ru /);
- работа с городскими СМИ во время летней смены: статьи в газетах, по местному
телевидению телерадиокомпании «КаналС».
Кадровые ресурсы
Загородный оздоровительный лагерь «Весёлый бор» укомплектован сотрудниками в
соответствии со штатным расписанием. Все сотрудники лагеря прошли профилактический
медицинский осмотр, вакцинацию против Ковид-19, аттестацию в Роспотребнадзоре и
получили допуск к работе. Вожатые дистанционно в мае прошли обучение на пятидневных
курсах в Северном педагогическом колледже г. Серова.
В реализации программы оздоровления и воспитания детей и подростков каждую
смену участвуют директор центра, 1 начальник лагеря, 1 заместитель начальника по
воспитательной работе, 1 организатор смены, 14 педагогов (воспитателей), 10 вожатых, 1
инструктор физвоспитания, 1 диджей, 2 педагога доп. образования.
Материально-технические ресурсы
На территории ЗОЛ «Весёлый бор» расположены:
23

- 2 жилых корпуса (благоустроенных), дети проживают в комнатах от 4 до 7 человек,
- летняя эстрада,
- видеозал,
- музей.
- комнаты для занятий по интересам,
- столовая на 600 мест,
- футбольное поле,
- баскетбольная площадка,
- волейбольная площадка,
- пожарная полоса препятствий,
- городок ГАИ,
- мед. блок
- спортивная площадка «Воркаут»,
- билиотека - бруккроссинг,
- кабинет ЛФК,
- кабинет психологической разгрузки.
Финансовые ресурсы
Финансовое обеспечение осуществляется согласно действующему Уставу за счет
средств, полученных в результате реализации путевок по коммерческой стоимости, за счет
местного и областного бюджета, а также внебюджетных средств, полученных от платных
путевок и частичной оплаты родителей, спонсорские средства.
Методические ресурсы
- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки, нормативноправовых документов;
- должностные инструкции всех участников процесса;
- проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной
смены;
- подбор методических разработок в соответствии с планом работы по организации
летнего отдыха;
- проведение ежедневных методических планёрок;
- использование интернет-ресурсов и методической литературы.

24

Социальные партнеры
Центральная городская библиотека

Проведение библиотечных, тематических

им. Мамина Сибиряка,

занятий, конкурсов

Центральная детская библиотека
Промышленные предприятия города, Организация профориентационной работы,
профсоюзные

организации, спортивные мероприятия

молодежные активы
Серовский Центр ветеранов боевых Организация совместных спортивных и
действий

военно-патриотических мероприятий

Пожарная часть № 56 ФГКУ "6 ОФПС Совместное проведение профилактических
по Свердловской области"

мероприятий по ППБ

ОГИБДД МО МВД России Серовский

Организация совместных профилактических
мероприятий по вопросам безопасности
дорожного движения

Комитет

по

физической

спорту и туризму

культуре, Организация

совместных

спортивных

мероприятий

Избирательная комиссия Свердловской Областной проект «Выбор молодых!»
области и
Серовского городского округа
МБУ

дополнительного Организация совместных спортивных и

образования Центр
(подростковый) «Эдельвейс»

детский военно-патриотических,

творческих

мероприятий и добровольческих акций

25

IV. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
В течение летнего сезона контроль за работой оздоровительного лагеря «Весёлый
бор» осуществляют надзорные органы: Роспотребнадзор, МЧС, Прокуратура, МВД.
Для оценки качества освоения реализуемых образовательных программ разработана
система мониторинга в области теории, практики и личностного развития ребенка.
Мониторинг программы по тематическим блокам
№

Название

п/п

блока

1.

Оздоровительный

Сроки

Методические показатели
- количество

детей,

принявших

реализации
участие

в

мероприятиях по профилактике асоциальных форм

В течение
смены

поведения;
- степень обеспеченности детей витаминизацией;
- количественный

показатель

участия

детей

в

спортивно - оздоровительных мероприятиях.
2.

Психологический

- тревожность;

Ежедневно

- эмоциональность;
- методы разрешения конфликтов.

3.

Социальнопедагогический

- динамика развития временных коллективов;
- эффективность

работы

органов

В течение

детского

смены

детей

Первая

соуправления
4.

Культуро-

- количественный

показатель

участия

логический

мероприятиях культурологической направленности;

в

половина
смены

5.

Кадрово управленческий

- качественный состав педагогического коллектива
(возраст, опыт, квалификация);

В течение
смены

- эффективность системы обучения вожатых;
- соответствие структуры

управления целям и

задачам смены
6.

Итогогоаналитический

- эффективность работы коллектива, пищеблока и
пр. служб.

В конце
смены

Оценка эффективности программы определяется через:
26

- положительные отзывы об организации деятельности ЗОЛ со стороны детей и
родителей (анализ книги отзывов, анкетирования родителей и воспитанников, книги отзывов
и предложений по работе пищеблока, итогового отчета всех служб);
- высокую активность детей в реализации программы и желание вернуться в ЗОЛ
(количественный анализ участия детей в мероприятиях, качественный анализ проведения
мероприятий, анализ анкеты «Удовлетворенность родителей и воспитанников работой
учреждения»);
- положительные отзывы о работе ЗОЛ всех участников программ, работников и
контролирующих служб (анализ журнала проверок, беседы и собеседование с сотрудниками,
продуктивные и результативные итоги участия в конкурсах, положительные отчеты, которые
оформляются в виде отчетов в конце смен и летнего сезона).
- положительные отзывы участников программы;
- положительные отзывы об организации деятельности ЗОЛ со стороны родителей;
- отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде во время смены;
- отсутствие заболеваний, травм;
- проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими;
- сохранение состава пребывающих детей до конца смены.
Перечень диагностических исследований и формы фиксации результатов
диагностических исследований.
Сроки

Мероприятие

проведения

Опрос родителей на выявление пожеланий по
организации деятельности детского лагеря

Ответственный

1 день смены

Начальник

1 день смены

Отрядные воспитатели

Анкетирование детей в
организационный период с целью выявления
их интересов, мотивов
пребывания в лагере
Ежедневное отслеживание настроения детей,
удовлетворенности

проведенными

мероприятиями (отрядные уголки)
Анкетирование

детей

в

конце

В течение
смены

смены, 17 день

позволяющее выявить оправдание ожиданий

смены

Мониторинг адаптации детей к условиям В
27

Начальник лагеря,
вожатые,
отрядные воспитатели
отрядные воспитатели

течение Начальник лагеря,

отдыха в лагере за смену

смены

вожатые,
отрядные воспитатели

Антропометрические

Начало

измерения

конец смены

Еженедельное

отслеживание

и

сохранности В течение

контингента до конца потока

Начальник лагеря

смены

Отметка родителей в книге отзывов (ВК) об
удовлетворенности

организацией

деятельности детского лагеря

Медработник

В конце

Начальник лагеря

смены

Критерии результативности программы
Достижение поставленной цели можно будет оценить по следующим критериям:
1. Количество отдыхающих, задействованных в реализации программы.
2. Уровень активности всех участников смены в реализации программы.
3. Мнения участников о проекте.
4. Списки участников с контактной информацией;
5. Методические материалы по реализованной программе.
6. Количество проведенных совместных с другими организациями встреч, других
мероприятий и численность участников таких мероприятий;
7. Материалы по проведенным тематическим мероприятиям.
Факторы риска

Фактор риска
Низкий

интерес

Меры профилактики
детей

к

тематике смены

новых

форм

организационной

работы,

актуализация проводимых мероприятий, соответствие
их возрастным особенностям и интересам детей.

Низкая активность детей в
реализации программы
Неблагоприятные

Поиск

Организация

индивидуальной

работы

с

детьми.

Активное привлечение детей к различным видам
деятельности в лагере.

погодные Разработка универсальных, модульных мероприятий,

условия. Занятость помещений пригодных для проведения в различных форматах и
28

любых помещениях.
Недостаточная
компетентность педагогов в
области экологических знаний
и краеведения
Недостаточный
потенциал

творческий

педагогического

коллектива

Отсутствие
организаторов

смены, организация индивидуальных консультаций
педагогов
Организация органов соуправления на уровне лагеря.
Выявление среди детей лидеров – организаторов и
лидеров

в

различных

направлениях

творчества,

активное их привлечение к организации мероприятий.
педагогов
смены

и
на

рабочем месте по причине
болезни

Подготовка методического материала по тематике

Организация системы работы подменных воспитателей.
Готовность

к

перераспределению

обязанностей

в

педагогическом коллективе на уровне отряда и лагеря.
Привлечение детей - актива лагеря к подготовке и
организации мероприятий и шефской работе.

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература, используемая для написания программы
1. Данилков, А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и
деятельность, личность и коллектив: монография Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 183 с.;
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.― М., 2009
г.―18 с.;
3. Досье профактивиста № 135 Оздоровление детей и подростков в рамках
социального партнерства. Тематические смены «Профсоюз». Екатеринбург 2014 год;
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1996.;
5. Огоновская И.С. Проекты гражданско–патриотической направленности в системе
воспитательной работы образовательного учреждения. Методическое пособие для педагогов.
– Екатеринбург: ООО «Периодика», 2019. – 280с.;
Электронные образовательные ресурсы
1. http://center-orlyonok.ru/programs/sm2016/

Всероссийский

-

детский

центр

«Орленок»;
2. http://www.edu-all.ru - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании;
3. http://www.fnpr.org/ozdorovlenie/

Федерация

-

профсоюзов

Свердловской области;
4. www.it-n.ru - интернет-портал «Сеть творческих учителей».
5. Проект общее дело http://общеедело.рф/
Интернет-сайты:
1. http://www.mkso.ru/god-kino-2016

-

Лучшие

отечественные

фильмы

рекомендованные для просмотра детьми школьного возраста.
2. «Культура. РФ» - культурный интернет-портал
3.

http://center-orlyonok.ru/programs/sm2016/

-

Всероссийский

детский

центр

«Орленок»;
4.

ФЕДЕРАЦИЯ

http://www.fnpr.org/ozdorovlenie/-

ПРОФСОЮЗОВ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
5.

Методические

рекомендации

по

проведению

года

семьи

-

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-2024-god-semi-planirovanie-i-organizaciya-rabotyuchrezhdenij-dopolnitelnogo-obrazovaniya-6981837.html
30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Специальная оценка условий труда

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».