Программа Инклюзивной партии ВБ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЧАЙКА»
ЗАГОРОДНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «ВЕСЁЛЫЙ БОР»

Инклюзивная программа организации отдыха детей и их оздоровления
«НЕ РЯДОМ, А ВМЕСТЕ!»
социально-гуманитарной направленности
Программа социальной адаптации, направленная на приобретение положительного
социального опыта в условиях инклюзивной среды для детей от 6 до 17 лет
Срок реализации: 14 дней, с 25 июня по 8 июля 2023г.

Автор - составитель программы:
Директор МАУ ДО ООЦ «Чайка»
А.П. Суслова
Начальник ЗОЛ «Веселый бор»
С.В. Калашникова
Педагог дополнительного образования
Городилова Наталья Борисовна

г. Серов
2023 г.
2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

2.

3.

4.

Информационная карта ……………………………………………………….

3

Пояснительная записка ………………………….……………………………
- актуальность
- проблемы
- адресность
- новизна
Целевой блок………………………………….………………………………..
- цель
- задачи
- ожижаемые результаты
- принципы
Содержательный блок………………………………….………………..……
- этапы реализации
- направления деятельности
- содержание программы
- психологическое сопровождение
Условия реализации программы. …………………………………………….
- материально-технические
- кадровые
- социальное партнерство
- методические
- информационные
- финансовые
Механизм реализации программы …………………………………………
- критери эффективности программы
- оценка качества
- социальный эффект
- социально-экономическая значимость
Список литературы и интернет источники ……….….……………….…….

12

Приложение № 1- Нормативно-правовые документы ……………………..
Приложение № 2- Режим дня ………………………………………………..
Приложение № 3- План смены………………………………………….……
Приложение № 4- Итоги смены……………………………….……………..
Приложение № 5- Творческий отчет. Фото\видеоотчет……………………

1
3
4
9
11

3

15

17

24

26

30

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.

9.
10.

Наименование субъекта
(региона) Российской
Федерации
Полное наименование
организации,
ведомственная
принадлежность, форма
собственности
ФИО автора, (коллектива)
с указанием занимаемой
должности

Контактный телефон,
электронный адрес
автора(ов)
Полное название
программы (методических
материалов)
Целевая группа (возраст
детей и специфика
программы (конкурсных
материалов)
Сроки реализации
программы
Сайт организации,
реализующей программу,
ссылки на группы в
социальных сетях
Выбранная номинация
Краткая аннотация
содержания программы (не
более 500 символов)

Свердловская область,
Серовский городской округ
Муниципальное
автономное
учреждение
дополнительного образования оздоровительнообразовательный центр «Чайка»

Суслова Анна Петровна, директор
МАУ ДО ООЦ «Чайка»;
Калашникова Светлана Валерьевна,
начальник ЗОЛ «Весёлый бор»,
Городилова Наталья Борисовна,
педагог дополнительного образования
КалашниковаС.В.,
начальник ЗОЛ «Веселый бор»
89527379343, ksv0912@mail.ru
Инклюзивная программа организации отдыха детей
и их оздоровления
«НЕ РЯДОМ, А ВМЕСТЕ»
10 человек, дети с ООП от 11 до 15 лет

25.06.2023 г. – 08.07.2023 г.
Сайт - https://chaika-srv.profiedu.ru/?section_id=20
ВК - https://vk.com/veseliybor

8.11. Инклюзивные программы организации отдыха
и оздоровления детей
Содержание смены. «Не рядом, а вместе!» – модель
игры, где через выполнение различных заданий –
коллективных и
индивидуальных
детям
предоставляется возможность почувствовать себя
инициатором, организатором проводимых дел и
активным участником в жизни лагеря. Опыт
предыдущих лет показывает, что ребятам нравится
проживать все дни смены, выполняя определенные
роли, вживаясь в образы.
Ребят ждет интересная жизнь во имя добра,
4

справедливости и человеколюбия, труд на благо
всех и каждого. Участниками игры становятся
ребята с ООП, приехавшие в Загородный
оздоровительный лагерь «Веселый бор»
11.

Актуальность и новизна

12.

Цель и задачи программы

9 мая 2017 года Президентом Российской
Федерации подписан Указ «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства». В
рамках реализации данного Указа должна быть
продолжена работа по обеспечению прав детей инвалидов
и
детей
с
ограниченными
возможностями, по расширению их участия в
общественной жизни, развитию всех форм их
реабилитации
и
адаптации.
Правительством
Российской Федерации утвержден план основных
мероприятий в рамках Десятилетия детства.
Создание условий для полноценного отдыха и
оздоровления совместно с обычными сверстниками
должно
стать
неотъемлемой
частью
этих
мероприятий.
Новизна.
Программа
включает
комплекс
оздоровительных,
досуговых
и
спортивных
мероприятий, которые позволят детям и подросткам
полноценно отдохнуть в летнем лагере, укрепить
физическое и психическое здоровье, познакомиться
с добровольческой деятельностью, сформироваться
как личности, способной помочь, протянуть руку
помощи своим сверстникам - детям-инвалидам.
Цель программы - создание оптимальных
организационных
и
психолого-педагогических
условий для сохранения и укрепления здоровья
детей и подростков с особыми образовательными
потребностями,
их
полноценного
отдыха,
позволяющего реально способствовать развитию
социально-творческих,
интеллектуальных
способностей,
ощутить
свою
социальную
значимость в обществе здоровых сверстников.
Задачи программы:
1.
Создать
комфортные
инфраструктурные,
оздоровительные, педагогические и эмоциональные
условия для успешной социальной адаптации детей
с особыми образовательными потребностямии
поддержать доброжелательное отношение обычных
участников смены
к детям с особыми
образовательными потребностями.
5

13.

Предполагаемые
результаты реализации
программы

2.
Организовать
комплекс
мероприятий,
способствующих
укреплению
здоровья
и
обеспечивающих физическую, психологическую,
эмоциональную комфортность детей и подростков с
особыми образовательными потребностями.
3.
Формировать
у детей
с
ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИили
совершенствовать
навыки
самообслуживания,
приобретение опыта самостоятельности.
4. Способствовать формированию у детей и
подростков потребности в формировании здорового
образа жизни. Создать благоприятные условия для
укрепления здоровья детей с использованием
окружающей экологически чистой природной среды
в лесной зоне в качестве источника оздоровления
ребёнка.
5. Создать ситуацию успеха для проявления
«особыми» детьми личностных, лидерских и
творческих качеств, для самореализации всех детей.
6. Способствовать формированию у детей
положительных морально-нравственных качеств:
сострадание, коммуникабельность, инициативность,
сопереживание, терпимость, корректность, доброта,
милосердие.
7. Сформировать позитивные установки и навыки
детей на добровольческую деятельность.
Ожидаемые результаты:
1. Будут созданы комфортные и безопасные условия
для укрепления физического и психического
здоровья детей, особенно детей с ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИи
детей-инвалидов.
2. Дети и подростки будут сориентированы на
сохранение и распространение здорового образа
жизни
посредством
проведения
спортивнооздоровительных мероприятий.
3. Обогатится эмоциональный мир каждого ребёнка,
у них будут сформированы нравственные чувства:
сопереживание, терпимость, корректность, доброта,
милосердие.
4. Дети будут мотивированы и привлечены к
социально значимой добровольческой деятельности.
5. Будут созданы условия для проявления детьми
личностных, лидерских и творческих качеств,
самореализации участников смены посредством
6

14.

Основные этапы
реализации программы
(кратко)

проведения коллективно-творческих дел, массовых
мероприятий, групповых тренингов.
Практика проведения инклюзивных смен еще
недостаточно обширна, чтобы достоверно говорить
об эффективности такой формы работы. Однако,
именно в ней нам видится возможность успешной
социализации
детей
с
ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. Ведь
это процесс реального включения таких детей в
среду сверстников, в значимую активную
творческую и общественную жизнь, что в
одинаковой степени необходимо для всех членов
общества.
Комплексная организация смены предполагает пять
этапов:
Подготовительный этап выполняет следующие
задачи:
разработка
программы
и
календарнотематического плана смены;
- подготовка методических материалов для
участников смены;
- разработка диагностик, анкет;
- формирование символики и атрибутики смены;
- подбор и подготовка кадров для работы в
инклюзивную смену;
- участие педагогических кадров в работе
семинаров, направленных на подготовку к летнему
оздоровительному сезону;
- повышение квалификации специалистов.
Организационный этап выполняет следующие
задачи:
- включение ребёнка в содержание смены и
представление пространства для его самореализации
и
развития
(знакомство
с
правилами
жизнедеятельности, законами, традициями лагеря);
- психолого – педагогическая диагностика
интересов, возможностей, способностей ребят их
ожиданий;
- запуск игровой модели, закладка основ
временного детского коллектива;
- помощь каждому участнику смены в адаптации к
новым условиям;
- корректировка плана работы с учетом
предложений и пожеланий ребят.
Основной этап выполняет следующие задачи:
7

15.

Условия реализации

- реализация основных идей игровой модели;
- формирование временного коллектива и
психологического климата в отрядах и с учетом
возрастных и индивидуальных способностей
каждого члена коллектива;
самоопределение
ребёнка
с
особыми
образовательными потребностями в направлениях
реализации
своих
интересов,
способностей,
способов достижения целей;
- включение и вовлечение детей в различные виды
индивидуальной,
групповой,
коллективной
творческой деятельности;
создание
условий
для
проявления
индивидуальности каждого ребенка, его творческого
и духовно-нравственного потенциала;
- демонстрация достижений детей с помощью
разнообразных форм: спортивные состязания,
игровые программы, конкурсы, трудовые акции и
др.;
- знаний, умений и навыков, полученных в работе в
кружковых, спортивных и иных детских творческих
объединений;
- физическое оздоровление ребят.
Заключительный этап выполняет следующие
задачи:
- создание эмоциональной атмосферы успешного
завершения смены. Подведение итогов смены.
Награждение и поощрение всех ее участников;
- оценка и самооценка участниками смены
личностно – значимых результатов участия в
программе;
- проведение психолого-педагогического анализа
результатов деятельности по программе;
- подведение всех итогов смены. Анализ
предложений и рекомендаций, поступивших от
детей, родителей, персонала;
- работа на последействие.
Постлагерный период включает в себя:
- рефлексию, выработку перспектив развития
программы;
- всесторонний анализ деятельности смены
(положительных и отрицательных моментов),
проведенной работы;
- мониторинг отзывов детей и родителей.
Материально-технические ресурсы
8

программы – ресурсное
обеспечение (кратко):
финансовые условия,
материально-технические,
природные,
организационные,
информационные, кадровые,
методические,
мотивационные

На территории ЗОЛ «Весёлый бор» расположены:
2 жилых корпуса (благоустроенных), дети
проживают в комнатах от 4 до 7 человек; летняя
эстрада; видеозал; музей; комнаты для занятий по
интересам; комнта для психологической разгрузки,
столовая на 600 мест; футбольное поле;
баскетбольная площадка; волейбольная площадка;
пожарная полоса препятствий; городок ГАИ;
спортивная площадка «Воркаут»; бруккроссинг;
комната для занятий ЛФК.
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной
степени
зависит
от
знаний,
умений
и
подготовленности педагогического коллектива,
который организует жизнедеятельность ЗОЛ. В
реализации программы летней смены участвуют
опытные педагоги и специалисты
Серовского
городского округа.
Социальное партнерство
Установление и взаимодействие партнерских
отношений значительно увеличивает социальный
эффект от реализации инклюзивной программы.
Методическое обеспечение программы
Программно – методическое обеспечение смены:
Программа
социально-педагогической
направленности
«Не
рядом,
а
вместе!»,
адаптированная в условиях инклюзивной среды.
- Календарно – тематический план- сетка для летней
инклюзивной смены.
- Программы работы творческих объединений
дополнительного образования детей.
Программа
психолого-педагогического
сопровождения детей.
- Диагностические методики.
Комплект
информационно-методических
материалов: методических разработок, сценариев,
рекомендаций, публикаций.
- Литература для вожатых «Копилка идей для
вожатых» в библиотеке.
- Ресурсы сети Интернет.
- Музыкальная фонотеке.
- Слайдовые презентации по теме смены.
9

Информационные ресурсы
- размещение информации на сайте Администрации
Северного управленческого округа Свердловской
области
https://vk.com/veseliybor?w=wall8080660_14653;
- работа с единым информационным порталом
«Уральские каникулы»,
- размещение информации в социальной сети
Вконтакте
в
группе
«Весёлый
бор»
https://vk.com/veseliybor и
официальным сайтом
учреждения (https://chaika-srv.profiedu.ru/);
- работа с городскими СМИ во время летней смены:
- статьи в газете «Серовский рабочий» https://vk.com/veseliybor?w=wall-8080660_14519,
- репортаж
по
местному
телевидению
телерадиокомпании
«КаналС»
https://vk.com/veseliybor?w=wall-8080660_13948 .

16.

Игровая модель и система
стимулирования
участников: рейтинг,
ступени роста, регистрация
достижений участников
программы (при наличии)

Финансовые ресурсы
Финансовое обеспечение осуществляется согласно
действующему Уставу за счет средств, полученных
в результате реализации путевок по коммерческой
стоимости, за счет местного и областного бюджета,
а также внебюджетных средств, полученных от
платных путевок и частичной оплаты родителей,
спонсорские средства
Стимулирование. В течение смены дети набирают
определенное количество баллов - «добриков»,
участвуют в различных видах коллективной
творческой деятельности. В конце дня подводятся
итоги, которые сообщаются на утренней линейке
следующего дня.
Источники дохода:
- активное и творческое обучение в мастерских и
кружках;
- качественное выполнение индивидуальных
трудовых заданий;
- активное участие в подготовке и проведении
творческих дел;
- содержание в чистоте и порядке комнат и корпуса;
- инициативное дело на пользу Загородный
оздоровительный лагерь»;
- высокий культурный уровень поведения, участия в
мероприятиях, общения.
10

17.

Социальный эффект
программы

18.

Механизм оценки
эффективности реализации
программы:
диагностический
инструментарий, система
самоанализа и экспертизы

19.

Наличие системы обратной
связи с участниками
программы (детьми,
специалистами,
родителями)
Наличие авторских
подходов, инноваций и
оригинальных форм
деятельности в решении
целевых установок
программы

20.

В итоговый период смены всем детям вручаются
Сертификаты участника инклюзивной смены «Не
рядом, а вместе!».
- приобретение и укрепление навыков нового
социального опыта, расширение круга общения всех
участников образовательного процесса;
- овладение ими необходимыми социальнобытовыми навыками и социальными нормами
поведения,
- оздоровление
и укрепление в условиях
экологически чистой природной среды и с помощью
медицинских процедур, а также на занятиях
адаптивной физкультуры и ЛФК,
- обучение навыкам саморегуляции, адаптации к
изменяющимся
условиям
социума,
умения
преодолевать коммуникативные барьеры (на
занятиях с психологом),
- творческая самореализация в досуговых
мероприятиях на сцене и в
творческих
объединениях
декоративно-прикладной
направленности.
Оценка
качества
реализации
программы
осуществляется:
• анализ дня на вечерних «огоньках» в отрядах;
• наблюдение; диалог; опросы, анкетирование;
• применение входящего («Знакомство») и итогового
(«Мои впечатления о жизни в Загородный
оздоровительный лагерь») анкетирования;
• отзывы детей с помощью различных методов и
форм;
• отзывы родителей детей с ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
Размещение информации в социальной сети
Вконтакте в группе «Веселый бор»: и официальным
сайтом учреждения (https://chaika-srv.profiedu.ru/),
родительские чаты в мессенждерах.
Нет

11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Нет в мире прекраснее чувства,
чем ощущение, что ты сделал людям
хоть каплю добра».
Лев Николаевич Толстой
Программа «Не рядом, а вместе!» социально-педагогической направленности и
адаптированная в условиях инклюзивной среды для ЗОЛ «Веселый бор». Данная программа
является комплексной, то есть включает разноплановую деятельность, объединяет
различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летней
оздоровительной

смены

для

детей

с

ОСОБЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ (дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями). Программа
краткосрочная и реализуется в течение 14 дней летней смены. Разработана для детей и
подростков 6-17 лет, в том числе для детей с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ (всего в лагере 222 ребенка, из них 15 детей-инвалидов и детей с
ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ).
Загородный оздоровительный лагерь «Весёлый бор» ежегодно пополняется новыми
программами

смен

летнего

оздоровительного

отдыха.

Специалисты

Загородного

оздоровительного лагеря работают в инновационном режиме, что предполагает постоянный
поиск нестандартных форм организации летнего оздоровительного отдыха детей и
подростков. Одним из новых направлений работы педсостава в 2023 года - реализация
летней инклюзивной программы «Не рядом, а вместе!» в условиях безбарьерной среды в
оздоровительном лагере, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья
проживать и участвовать во всех мероприятиях лагеря совместно со здоровыми
сверстниками. Для детей в ЗОЛ созданы условия для их оздоровления, воспитания и
социализации: доступная среда, материально-техническое оснащение, квалифицированный
кадровый состав специалистов с наличием компетенций по работе с детьми с особыми
образовательными потребностями, разработано методическое сопровождение организации
инклюзивного отдыха и оздоровления детей.
Актуальность программы
9 мая 2017 года Президентом Российской Федерации подписан Указ «Об объявлении
в Российской Федерации Десятилетия детства». В рамках реализации данного Указа должна
12

быть продолжена работа по обеспечению прав детей - инвалидов и детей с ограниченными
возможностями, по расширению их участия в общественной жизни, развитию всех форм их
реабилитации и адаптации. Правительством Российской Федерации утвержден план
основных мероприятий в рамках Десятилетия детства. Создание условий для полноценного
отдыха и оздоровления совместно с обычными сверстниками должно стать неотъемлемой
частью этих мероприятий.
3 декабря 2020 года произошла встреча между Президентом РФ Путиным В. В.,
членами общественной палаты РФ и официальными представителями Всероссийского
общества людей с инвалидностью. В результате проведенного обсуждения в Правительство
РФ лично от Президента страны было направлено несколько распоряжений. Одним из таких
является

задача

по

созданию

качественной

системы,

способной

подготовить

государственные детские лагеря к использованию методики инклюзивных смен.
Новое распоряжение Президента, при условии успешной реализации, позволит
решить, как минимум, сразу две проблемы. С одной стороны, дети с ограничениями по
здоровью смогут пребывать в одной среде со своими сверстниками, при этом получая
необходимое оздоровление и помощь. Это позволит улучшить процесс их социализации. С
другой стороны - данное поручение в буквальном смысле поможет руководителям детских
оздоровительных лагерей подготовить ЗОЛ к приему детей с особыми образовательными
потребностями.
Актуальность проблемы инклюзивного отдыха связана, прежде всего, с тем, что
число нуждающихся детей с особыми образовательными потребностямив Российской
Федерации неуклонно растет и на данный момент составляет около 2 % от общего
количества детей в стране.
Актуальность разработки программы «Не рядом, а вместе!», адаптированной в
условиях инклюзивной среды, появилась из проблем:
1. Необходимость обеспечения условий для оптимально полезного летнего
оздоровительного отдыха детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
особенно для детей с особыми образовательными потребностями.
2. Недоступность многих загородных оздоровительных лагерей для отдыха и
оздоровления детей с особыми образовательными потребностями.
3. Необходимость модернизации направлений и форм работы с детьми с ООП,
позволяющих преодолевать их социальную исключенность.
В загородном оздоровительном лагере «Веселый бор» создана доступная среда для
того, чтобы дети с особыми образовательными потребностями имели возможность
13

комфортно проживать, принимать медицинские процедуры, развивать свои творческие
способности, заниматься адаптивной физкультурой и максимально интегрироваться в
общество, чувствовать себя уверенно и безопасно. Нередко дети с различными
особенностями здоровья лишены того, что, казалось бы, доступно и привычно всем.
Например, полноценного общения со сверстниками и условий для развития творческих
способностей. И для них загородный оздоровительный лагерь, впрочем, как и для всех детей,
– это возможность для социализации и самореализации. Здесь они участвуют в мастерклассах, играют, готовят с другими детьми материалы и акции для общелагерных
мероприятий и обсуждают с отрядом прошедший день на «вечерних огоньках».
Кроме того, лагерь – это место, где ребенок учится быть самостоятельным, и
полезные в быту навыки там формируются быстрее, чем дома. Ребенок сам умывается,
одевается, заправляет кровать и ест.
Адресат программы «Не рядом, а вместе!» - дети в возрасте от 6 до 17 лет,
находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи
государства дети с особыми образовательными потребностямив сопровождении волонтеров.
Совместный отдых обычных и особенных детей принято называть инклюзивным.
(Инклюзия — от inclusion — включение).
Новизна данной программы:
1. Программа летнего отдыха и оздоровления адаптирована для детей с особыми
образовательными потребностями.
2. Программа включает комплекс оздоровительных, досуговых и спортивных
мероприятий, которые позволят детям и подросткам полноценно отдохнуть в летнем лагере,
укрепить

физическое

и

психическое

здоровье,

познакомиться

с

добровольческой

деятельностью, сформироваться как личности, способной помочь, протянуть руку помощи
своим сверстникам - детям-инвалидам.
3. В данную программу интегрировано морально-нравственное направление,
стимулирующее развитие таких чувств: эмпатия, сострадание, коммуникабельность,
содействие, инициативность.
Мы полагаем, что наш опыт и разработки могут быть достаточно полезны для тех
организаторов инклюзивного детского отдыха, которые все еще не решились на работу в
таком формате.
14

I.

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель программы - создание оптимальных организационных и психологопедагогических условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков с
особыми образовательными потребностями, их полноценного отдыха, позволяющего
реально способствовать развитию социально-творческих, интеллектуальных способностей,
ощутить свою социальную значимость в обществе здоровых сверстников.
Задачи программы:
1. Создать комфортные инфраструктурные, оздоровительные, педагогические и
эмоциональные

условия

для

успешной

социальной

адаптации

детей

с

особыми

образовательными потребностямии поддержать доброжелательное отношение обычных
участников смены к детям с особыми образовательными потребностями.
2. Организовать комплекс мероприятий, способствующих укреплению здоровья и
обеспечивающих физическую, психологическую, эмоциональную комфортность детей и
подростков с особыми образовательными потребностями.
3.

Формировать

у

детей

с

ОСОБЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИили совершенствовать навыки самообслуживания, приобретение опыта
самостоятельности.
4. Способствовать формированию у детей и подростков потребности в формировании
здорового образа жизни. Создать благоприятные условия для укрепления здоровья детей с
использованием окружающей экологически чистой природной среды в лесной зоне в
качестве источника оздоровления ребёнка.
5. Создать ситуацию успеха для проявления «особыми» детьми личностных,
лидерских и творческих качеств, для самореализации всех детей.
6. Способствовать формированию у детей положительных морально-нравственных
качеств: сострадание, коммуникабельность, инициативность, сопереживание, терпимость,
корректность, доброта, милосердие.
7. Сформировать позитивные установки

и навыки детей на добровольческую

деятельность.
Ожидаемые результаты:
1. Будут созданы комфортные и безопасные условия для укрепления физического и
психического здоровья детей, особенно детей с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИи детей-инвалидов.
15

2. Дети и подростки будут сориентированы на сохранение и распространение
здорового образа жизни посредством проведения спортивно-оздоровительных мероприятий.
3. Обогатится эмоциональный мир каждого ребёнка, у них будут сформированы
нравственные чувства: сопереживание, терпимость, корректность, доброта, милосердие.
4. Дети будут мотивированы и привлечены к социально значимой добровольческой
деятельности.
5. Будут созданы условия для проявления детьми личностных, лидерских и
творческих

качеств,

самореализации

участников

смены

посредством

проведения

коллективно-творческих дел, массовых мероприятий, групповых тренингов.
Практика проведения инклюзивных смен еще недостаточно обширна, чтобы
достоверно говорить об эффективности такой формы работы. Однако, именно в ней нам
видится возможность успешной социализации детей с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ. Ведь это процесс реального включения таких детей в среду
сверстников, в значимую активную творческую и общественную жизнь, что в одинаковой
степени необходимо для всех членов общества.
Принципы реализации программы:
1.Принцип добровольности. Участник смены сам выбирает степень участия в
мероприятии: от заинтересованного зрителя до активного участника. Этот принцип
позволяет ребятам преодолевать замкнутость, стеснение через особую атмосферу и ситуации
успеха, создаваемую коллективом Загородного оздоровительного лагеря.
2.Принцип организованности. Каждый день смены строго и правильно организован с
подъема до отбоя. Но есть временные отрезки, когда участники смены самостоятельно
организуют свое время. Каждый сам принимает решение, что ему делать, но перед ним стоит
задача организовать это время полезно и эффективно. Принцип организованности помогает
участникам научиться ответственно подходить к распределению времени, так как в эти
промежутки нужно и отдохнуть, и подготовить мероприятие, и интересно провести время.
3.Принцип универсальности досуга. Для каждого предусматривается дело по силам и
по душе. Но, вместе с тем, важно соблюдать чередование активные формы и формы
деятельности.
4.Принцип

гармонии.

Задача

педагогического

коллектива

—

максимально

адаптировать всех участников смены к условиям ЗОЛ и друг к другу. Здесь нет перевеса в
сторону ребят с особыми образовательными потребностями или ребят «нормы».

16

II.

2.1.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Этапы реализации программы

Комплексная организация смены предполагает пять этапов:
Подготовительный этап выполняет следующие задачи:
- разработка программы и календарно-тематического плана смены;
- подготовка методических материалов для участников смены;
- разработка диагностик, анкет;
- формирование символики и атрибутики смены;
- подбор и подготовка кадров для работы в инклюзивную смену;
- участие педагогических кадров в работе семинаров, направленных на подготовку к
летнему оздоровительному сезону;
- повышение квалификации специалистов.
Организационный этап выполняет следующие задачи:
- включение ребёнка в содержание смены и представление пространства для его
самореализации и развития (знакомство с правилами жизнедеятельности, законами,
традициями лагеря);
- психолого – педагогическая диагностика интересов, возможностей, способностей
ребят их ожиданий;
- запуск игровой модели, закладка основ временного детского коллектива;
- помощь каждому участнику смены в адаптации к новым условиям;
- корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
В период заезда и первые несколько часов пребывания детей с особыми
образовательными потребностями в лагере должны быть наполнены радостью, чтобы ребята
почувствовали, что их здесь ждали и

им здесь рады. Это поможет им быстрее

адаптироваться к новым условиям, побороть свои страхи и смущение. Все дела первых двух
дней совместного пребывания должны быть направлены на знакомство детей и сплочение
временных детских коллективов, подготовку к формированию органов самоуправления,
выявление лидеров.
Основной этап выполняет следующие задачи:
- реализация основных идей игровой модели;
17

- формирование временного коллектива и психологического климата в отрядах и в
ЗОЛ с учетом возрастных и индивидуальных способностей каждого члена коллектива;
-

самоопределение

ребёнка с особыми образовательными потребностями

в

направлениях реализации своих интересов, способностей, способов достижения целей;
- включение

и вовлечение детей в различные виды индивидуальной, групповой,

коллективной творческой деятельности;
- создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его
творческого и духовно-нравственного потенциала;
- демонстрация достижений детей с помощью разнообразных форм: спортивные
состязания, игровые программы, конкурсы, трудовые акции и др.;
- знаний, умений и навыков, полученных в работе в кружковых, спортивных и иных
детских творческих объединений;
- физическое оздоровление ребят.
Успешному внедрению инклюзии будут способствовать следующие методы и формы:
• уроки доброты (задачи заключаются в формировании толерантного отношения к
детям с особыми образовательными потребностями);
• творческие фестивали и конкурсы (во время проведенияреализуются возможности
равного партнерства обычных детей и детей с особыми образовательными потребностями;
• организации встреч с людьми, которые, несмотря на свои ограниченные
возможности, добились высоких показателей, результатов.
Этот этап насыщен самыми разнообразными творческими делами, которые помогают
в реализации задуманного, раскрывают творческий потенциал ребят, сближают их как
внутри отряда, так и внутри лагеря.
Заключительный этап выполняет следующие задачи:
- создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены. Подведение
итогов смены. Награждение и поощрение всех ее участников;
- оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия
в программе;
- проведение психолого-педагогического анализа результатов деятельности по
программе;
- подведение всех итогов смены. Анализ предложений и рекомендаций, поступивших
от детей, родителей, персонала;
- работа на последействие.
18

Постлагерный период включает в себя:
- рефлексию, выработку перспектив развития программы;
- всесторонний анализ деятельности смены (положительных и отрицательных
моментов), проведенной работы;
- мониторинг отзывов детей и родителей.
2.2. Направления деятельности, специфика содержания программы
Летняя смена строится в игровой программной среде и направлена на развитие
активной жизненной позиции и мотивации к стремлению заниматься добровольческой
деятельностью у подростков.
Тематическое направление смены «Не рядом, а вместе!» реализуется через все
составляющие элементы, сочетая индивидуальные, отрядные и общелагерные методы
работы.
Программа является вариативной, в ней изначально есть система параллельных
мероприятий для детей с особыми образовательными потребностяи. Если дети не страдают
глубоко выраженными ментальными нарушениями, план-сетка программы в основном
берется обычная, как и для детей нормы, только с модифицированными мероприятиями.
Если в инклюзивной смене есть дети с ментальными нарушениями, программа
делится на три блока:
1. Блок отдельных занятий для детей и детей с особыми образовательными
потребностями (запланированы мастер-классы, но для детей с особыми образовательными
потребностями и детей нормы разные, в разных помещениях с учетом дифферинциации).
2. Блок частично совместных мероприятий (дети играют в игры на одной площадке,
но разными группами и в разные по физической нагрузке игры).
3. Блок совместных мероприятий (вечерние просмотры мультфильмов, участие в
доступных для всех детей конкурсах и т. д.).
Реализация программы осуществляется по следующим направлениям:
Морально - нравственное:
Формы мероприятий: волонтерство, этические беседы, добровольческая деятельность,
тренинги, мастер-классы, акции.
Спортивно-оздоровительное:
Формы мероприятий: утренняя гимнастика на свежем воздухе, часы здоровья,
спортивные и подвижные игры, занятия в тренажерном зале, ЛФК, беседы и тренинги по
19

ЗОЖ, прогулки.экскурсии, отслеживание состояния психического и физического здоровья
психологом и медицинским работником, организация здорового питания.
Художественно-творческое:
Формы мероприятий: концерты, инсценировки сказок, занятия детей творчеством в
творческих объединениях и на мастер-классах, конкурсы отрядных уголков, рисунков,
плакатов,

флешмобов,

встречи

с

интересными

людьми,

просмотр

кинофильмов,

тематические дискотеки.
Добровольчество:
Загородный оздоровительный лагерь планирует ежегодно проводить участие акции
«Добровольцы - детям». В номинации «Дети - детям» - помощь сверстникам, находящимся в
трудной жизненной ситуации, детям с особыми образовательными потребностями. Девиз
2023 года - «Дети – детям. Не рядом, а вместе!».
Акция 2023 года особенно акцентирует внимание на важнейшей теме: помогая
другим, мобилизовать свои собственные внутренние ресурсы и преодолеть жизненные
трудности. Поэтому в акции «Добровольцы – детям» один и тот же ребенок может выступать
как в роли получателя помощи, так и в роли добровольца, который ее оказывает. В течение
инклюзивной смены «Не рядом, а вместе!» в рамках акции реализуется 3 тематических
мероприятия:
1 день - этапная игра по добровольчеству. На интерактивных площадках дети
выполняют задания на знакомство с добровольчеством и волонтерством с применением
методов и формтимбилдинга.
2 день – проектирование и презентация добровольческих инициатив в каждом отряде
(социальная реклама). Мастерские по изготовлению подарков и сувениров вместе с детьмиинвалидами: фигурная лепка, изготовление кукол-оберегов, тестопластика, роспись по
бересте.
3 день – конкурс волонтерского мастерства: испытания претендентов на лидерство и
выборы лидеров-волонтеров. В плане смены «Не рядом, а вместе!» -просмотр фильмов –
участников международного кинофестиваля «Лучезарный ангел», девиз которого «Доброе
кино возвращается», с последующим их обсуждением. Просмотр фильмов – одно из средств
развития эмпатийности у подростков, а последующее их обсуждение поможет им научиться
выражать свои мысли. Кроме того, эти картины повествуют о том, как всегда оставаться
открытым для добра, любви и справедливости, что бы ни случилось; они заставляют
задуматься о самом главном в жизни.

20

Содержание программы

2.3.

Основой программы является игровая форма летнего отдыха детей и подростков. Игра
обеспечивает

активное

участие

каждого

ребёнка,

повышает

индивидуальную

ответственность. Игровой алгоритм направлен на воспитание отзывчивости, сострадания,
потребности помогать другим и на создание условий для формирования новых дружеских
связей и взаимоотношений детей.
«Не рядом, а вместе!» – модель игры, где через выполнение различных заданий –
коллективных и индивидуальных - детям предоставляется возможность почувствовать себя
инициатором, организатором проводимых дел и активным участником в жизни лагеря. Опыт
предыдущих лет показывает, что ребятам нравится проживать все дни смены, выполняя
определенные роли, вживаясь в образы.
Ребят ждет интересная жизнь во имя добра, справедливости и человеколюбия, труд на
благо всех и каждого. Участниками игры становятся ребята с ООП, приехавшие в
Загородный оздоровительный лагерь «Веселый бор». Программа «Не рядом, а вместе!»
помогает детям и подросткам в течение летней смены в лагере пройти маршрут по дороге
добрых дел.
Игровая модель «Не рядом, а вместе!» ориентирует участников смены, когда нужно
остановиться в пунктах добрых дел, а в результате - достичь конечной точки маршрута
добрых дел. Для ребят это будет конечная точка только в контексте 14-дневной лагерной
смены. После отъезда из ЗОЛ участники смены «Не рядом, а вместе!» будут продолжать
делать добрые дела дома, по месту жительства, на территории Серовского городского
округа. В помощь им останутся в памяти навыки и умения, приобретенные в загородном
оздоровительном лагере во время летнего оздоровительного отдыха.
Каждому участнику программы нужно пройти по дороге добрых дел. На пути к
успеху нужно обследовать уголки своей души, своих знаний и умений, попробовать
поставить себя на место другого, найти своё место в деле общего успеха через
индивидуальную и коллективно – творческую деятельность. Каждый новый день проходит
под общим девизом, согласно выбранной тематике дня. Дети в течение дня находятся в
«поиске применения добродетели» в соответствии с полученным маршрутом, попадая в
различные ситуации поиска и выполняя задания.
Маршрут добрых дел по маршруту «Не рядом, а вместе»:
1

пункт.

ДОБРОначало.

Торжественная

линейка.

Праздничная

посвященная открытию инклюзивной смены «Не рядом, а вместе!».
21

программа,

2 пункт: ДОБРОспорт. Эстафеты и игры «Один за всех и все за мной».
3 пункт: ДОБРОпесни. Концерт (флэшмоб) «О добре с душой».
4 пункт. ДОБРО в объективе. Создание социального ролика о добрых делах,
фотопосты.
5 пункт. Мастерские с ДОБРОМ. Мастер-классы педагогов дополнительного
образования в творческих объединениях.
6 пункт. ДОБРОсказки. Игровые тренинги, кейсы, инсценировки сказок о добре.
7 пункт. Маршрут ДОБРА построен. Праздничная программа.
Все мероприятия смены изложены в плане инклюзивной смены «Не рядом, а вместе!».
(Приложение 1)
Каждый день смены заканчивается рефлексией на вечерних «Огоньках» в отряде.
Главный смысл – обратиться к личности ребенка, который осмысливает свою позицию в
оценке собственных дел и поступков товарищей, свое место в коллективе.
В течение смены дети набирают определенное количество баллов - «добриков»,
участвуют в различных видах коллективной творческой деятельности. В конце дня
подводятся итоги, которые сообщаются на утренней линейке следующего дня.
Источники дохода:
- активное и творческое обучение в мастерских и кружках;
- качественное выполнение индивидуальных трудовых заданий;
- активное участие в подготовке и проведении творческих дел;
- содержание в чистоте и порядке комнат и корпуса;
- инициативное дело на пользу ЗОЛ;
- высокий культурный уровень поведения, участия в мероприятиях, общения.
В итоговый период смены всем детям вручаются Сертификаты участника
инклюзивной смены «Не рядом, а вместе!».

2.4.

Психологическое сопровождение инклюзивной смены

Психолог осуществляет свою деятельность по программе социально-психологической
адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Проводится психологопедагогическая диагностика (опрос) участников смены. Основой для этого направления стал
опросник И.Г. Сенина, как наиболее адаптированный к специфике лагеря инструмент
педагогического процесса субъектно-ориентированного типа.
Психолог для обучения детей с ООП навыкам саморегуляции использует методы и
формы: нейрогимнастика, метод замещающего онтогенеза. Занятия песочной анимацией
22

(пескографией) психолога с детьми с особыми образовательными потребностями проходят за
световым столом для рисования песком.
Функции

психолого-педагогического

сопровождения

ребенка

в

условиях

загородного оздоровительного лагеря»:
- Воспитательная – восстановление, компенсация и формирование положительных
качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде.
- Компенсаторная –формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся
недостатки (отклонения) увеличением нагрузки

в том виде деятельности, которую

предпочитает и в которой он может добиться успеха, реализовать свои возможности,
способности в самоутверждении.
- Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной,
предметно-практической деятельности ребенка.
- Корректирующая – направлена на устранениеотрицательных качеств личности и
предполагает

применение

разнообразных

методов

и

методик,

направленных

на

корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

23

III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические ресурсы
На

территории

ЗОЛ

«Весёлый

бор»

расположены:

2

жилых

корпуса

(благоустроенных), дети проживают в комнатах от 4 до 7 человек; летняя эстрада; видеозал;
музей; комнаты для занятий по интересам; комнта для психологической разгрузки, столовая
на 600 мест; футбольное поле; баскетбольная площадка; волейбольная площадка; пожарная
полоса препятствий; городок ГАИ; спортивная площадка «Воркаут»; бруккроссинг; комната
для занятий ЛФК.
Максимальная безопасность — закрытая территория с круглосуточной охраной и
видеонаблюдением.
Игровая комната для отряда ОВЗ: телевизор, мягкая мебель, стол, стулья,
развивающие игры, письменные принадлежности, канцелярия.
Медицинский корпус оснащен специальным оборудованием для проведения
оздоровительной работы с детьми-инвалидами и детьми с особыми образовательными
потребностями: зал ЛФК, комплекс «Соляная пещера», зал ароматерапиии, кабинет массажа.
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных
форм организации ЛФК, разнообразных оздоровительных мероприятий – всё это
представляет собой приоритетное направление оздоровительной работы с детьми с особыми
образовательными потребностями в загородном оздоровительном лагере «Веселый бор».
Нейроигры с игровым парашютом учат согласованности действий, и умению
чувствовать движения остальных игроков, развивают внимание, координацию, так же
укрепляют мышцы плеч, предплечий и кисти рук, развивают воображение у детей. Целью
работы

с

детским

игровым

парашютом

является

развитие

физического

и

психоэмоционального здоровья ребенка: научить детей активно взаимодействовать с
окружающей средой; развивать двигательную активность, умение управлять своими
движениями; развивать способность к осознанию себя и своих возможностей; научить
переживать с другими участниками общее эмоциональное состояние.
Грамотно выстроенная оздоровительная работа с детьми с ООП способствует
укреплению здоровья детей и их физическому развитию, закрепляет успехи каждого ребёнка
в условиях инклюзивной смены в вагородном оздоровительном лагере «Веселый бор».

24

Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и
подготовленности педагогического коллектива, который организует жизнедеятельность ЗОЛ.
В реализации программы летней смены участвуют опытные педагоги и специалисты
Серовского городского округа.
Должность

Количество

Директор МАУ ДО ООЦ

1

Начальник ЗОЛ

1

Заместитель начальника по воспитательной работе

1

Организатор смены

1

Педагоги дополнительного образования

2

Инструктор по физ. воспитанию

1

Диджей

1

Воспитатели

14

Вожатые

10

Медицинский персонал

5

Волонтеры

3

Педагоги прошли курсы повышение квалификации
- Суслова Анна Петровна, директор МАУ ДО ООЦ «Чайка»
Обучение

по

дополнительной

профессиональной

программе

повышения

квалификации «Инклюзивная образовательная среда в детском оздоровительном лагере» в
федеральном

государственном

бюджетном

образовательном

учреждении

высшего

образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Удостоверение о повышении квалификации № 781803109671 от 07.11.2022 года.
- Калашникова Светлана Валерьевна, заместитель директора МАУ ДО ООЦ «Чайка»,
начальник ЗОЛ «Веселый бор»
Изучила материалы по теме: «Технологии сопровождения инвалидов в учреждении»
ООО «Результат», г. Москва. Сертификат от 01.03.2023 года.
- Федорова Ирина Юрьевна, воспитатель отряда особых детей
Прошла профессиональную переподготовку в НОУ ДПО «Институт дистанционного
повышения квалификации» г. Новосибирск на ведение профессиональной деятельности в
25

сфере «Практическая олигофренопедагогика и психология» Диплом о профессиональной
переподготовке № 542402940081 от 25.03.2016 года.
- Городова Анастасия Дмитриевна, воспитатель отряда особых детей
Освоила образовательную программу среднего профессионального образования и
успешно прошла государственную итоговую аттестацию по специальности 44.02.05.
Коррекционная педагогика в начальном образовании. В государственном бюджетном
профессиональном

образовательном

учреждении

Свердловской

области

«Северный

педагогический колледж». Диплом № 116616 0124709 от 30.06.2017 года.
- Волонтеры Серовского филиала ГБПОУ "Свердловский областной медицинский
колледж" 2 курс (Харитонова Юлия, Тырышкина Алина, Пищальникова Олеся)
(Привлекаются волонтеры, так как штатное расписание не позволяет принять
дополнительно воспитателей, либо сотрудников, которые бы сопровождали детей)
Социальное партнерство
Установление и взаимодействие партнерских отношений значительно увеличивает
социальный эффект от реализации инклюзивной программы.
Социальные партнеры
Центральная городская библиотека

Проведение библиотечных, тематических

им. Мамина Сибиряка,

занятий, конкурсов

Центральная детская библиотека
Серовский

Центр

ветеранов

боевых Организация совместных спортивных и

действий

военно-патриотических мероприятий

Пожарная часть № 56 ФГКУ "6 ОФПС по Совместное

проведение

Свердловской области"

профилактических мероприятий по ППБ

ОГИБДД МО МВД России Серовский

Организация

совместных

профилактических
вопросам

мероприятий

безопасности

дорожного

движения
Избирательная комиссия Свердловской Областной проект «Выбор молодых!»
области и
Серовского городского округа

26

по

Методическое обеспечение программы
Программно – методическое обеспечение смены:
- Программа социально-педагогической направленности «Не рядом, а вместе!»,
адаптированная в условиях инклюзивной среды.
- Календарно – тематический план- сетка для летней инклюзивной смены.
- Программы работы творческих объединений дополнительного образования детей.
- Программа психолого-педагогического сопровождения детей.
- Диагностические методики.
- Комплект информационно-методических материалов: методических разработок,
сценариев, рекомендаций, публикаций.
- Литература для вожатых «Копилка идей для вожатых» в библиотеке.
- Ресурсы сети Интернет.
- Музыкальная фонотеке.
- Слайдовые презентации по теме смены.
Информационные ресурсы
- размещение информации на сайте Администрации Северного управленческого
округа Свердловской области - https://vk.com/veseliybor?w=wall-8080660_14653;
- работа с единым информационным порталом «Уральские каникулы»,
- размещение информации в социальной сети Вконтакте в группе «Весёлый бор» https://vk.com/veseliybor

и

официальным

сайтом

учреждения

(https://chaika-

srv.profiedu.ru/);
- работа с городскими СМИ во время летней смены:
- статьи

в

газете

«Серовский

рабочий»

-

https://vk.com/veseliybor?w=wall-

8080660_14519,
- репортаж

по

местному

телевидению

телерадиокомпании

«КаналС»

-

https://vk.com/veseliybor?w=wall-8080660_13948 .
Финансовые ресурсы
Финансовое обеспечение осуществляется согласно действующему Уставу за счет
средств, полученных в результате реализации путевок по коммерческой стоимости, за счет
местного и областного бюджета, а также внебюджетных средств, полученных от платных
путевок и частичной оплаты родителей, спонсорские средства.
27

IV.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Критерии эффективности реализации программы
Критерии и способы оценки качества реализации программы
Оценка качества реализации программы осуществляется:
• анализ дня на вечерних «огоньках» в отрядах;
• наблюдение; диалог; опросы, анкетирование;
• применение входящего («Знакомство») и итогового («Мои впечатления о жизни в
ЗОЛ) анкетирования;
• отзывы детей с помощью различных методов и форм;
•

отзывы

родителей

детей

с

ОСОБЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ.
Оценка программы осуществляется родителями:
• записи в книге отзывов;
•

отзывы

на

сайте

и

группах

ЗОЛ

«Веселый

бор»

в

соцсетях

-

https://vk.com/veseliybor?w=app6326142_-8080660 ;
• анкеты - Веселый бор 2 смена 2022 - Google Формы;
• собеседования.
Оценка результативности программы педагогическим коллективом
• анализ на педагогических планерках воспитателей и вожатых;
• анкетирование специалистов.
Социальная эффективность инклюзивной смены
- приобретение и укрепление навыков нового социального опыта, расширение круга
общения всех участников образовательного процесса;
- овладение ими необходимыми социально-бытовыми навыками и социальными
нормами поведения,
- оздоровление и укрепление в условиях экологически чистой природной среды и с
помощью медицинских процедур, а также на занятиях адаптивной физкультуры и ЛФК,
- обучение навыкам саморегуляции, адаптации к изменяющимся условиям социума,
умения преодолевать коммуникативные барьеры (на занятиях с психологом),
28

- творческая самореализация в досуговых мероприятиях на сцене и в творческих
объединениях декоративно-прикладной направленности.
Социально-экономическая значимость программы:
В ходе реализации программы дети с особыми образовательными потребностями
получат весьма ценный для них опыт общения со здоровыми детьми и взрослыми, новые
импульсы к развитию, повысят свои шансы адаптироваться к нормальной социальной жизни.
У обычных детей воспитается стремление к пониманию и принятию своих особых
сверстников.
Детям с особыми образовательными потребностями предоставлена возможность
поверить в себя, ощутить свою социальную значимость:
- пробуждение социальной активности;
- развитие творческих способностей детей;
- воспитание чувства собственного достоинства; - повышение уровня психического и
социального здоровья.
Отдых детей с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми
сверстниками в летнем лагере способствует их социальной адаптации и интеграции в
окружающий социум, а также формирует коммуникативные навыки.
Летний отдых сегодня способствует не только социализации детей с особыми
образовательными потребностями, но и обогащает духовный мир здоровых ребят, делает их
толерантными. Находясь вместе, в условиях лагеря, дети учатся жить вместе, стираются
границы между детьми с особыми образовательными потребностями и здоровыми детьми.

29

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ АВТОРОМИ
ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
1. Вифлеемский А.Б. Летний отдых в соответствии с новым образовательным
законодательством. //Народное образование. – 2014. - №2. – С.30.
2. Дик Н. Ф. Непреходящие законы детского отдыха. // Народное образование. – 2012.
- №3. – С.69.
3. Игротека вожатого,- М.,2001. Автор-составитель: Тимофеев Ю.Н.
4. Инклюзия в детском отдыхе. – М.: Aegitas, 2018. – 180 с. Коллектив авторов:
В.В.Овчинников, Н.Г.Лосева, В.Д.Стронина, М.В.Вязовкина, И.П.Зинькевич, И.Л.Костина,
А.А.Чикин, К.Э.Комышанова, А.И.Рудицер, М.О.Генделева, Р.П.Яценко. Автор-составитель:
А.А. Беспалова.
5.Как организовать и провести инклюзивный лагерь «Лучше не придумаешь-2021».Ростов-на-Дону, 2021// Опыт АНО «Центр «Содействие». www.sodejstvie-rostov.ru
6. Кателина А.А., Г. В. Радченко. Возможности организации инклюзивных смен в
детском загородном лагере.
[Электр.ресурс]-

URL:

/http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnostiorganizatsii-

inklyuzivnyh-smen-v-detskom-zagorodnom-lagere
7. Ковылина Е.С., Прошина Т.П. Лагерь с дневным пребыванием детей «Непоседы»:
опыт построения инклюзивной среды.- МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи».Оренбург, 2018.
8. Можейко О.В. «Логика развития лагерной смены», методическое пособие. ВДЦ
«Орлёнок», 2017 г.
9. Никульников А.Н. Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного
образования детей//МНКО. -2012. -№5.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

621155870821871113599202232315231496316070162548

Владелец

Суслова Анна Петровна

Действителен

С 28.10.2022 по 28.10.2023

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Специальная оценка условий труда

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».