Программа отдыха детей и их оздоровления ЗОЛ Чайка 2024

1

Муниципальное образование
Серовский городской округ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
оздоровительно-образовательный центр «Чайка»

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ИХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
«ФАРВАТЕР ЗДОРОВЬЯ»
социально-гуманитарной направленности
(возраст детей от 6,5 до 17 лет,
срок реализации программы
с 28 октября по 3 ноября 2024 г.)

Авторы - составители программы:
начальник ЗОЛ «Чайка»
С.В. Калашникова;
Организатор ЗОЛ «Чайка»
Першаков В.И.;
директор МАУ ДО ООЦ «Чайка»
А.П. Суслова

Серовский городской округ
2024
2

СОДЕРЖАНИЕ
Ведение …………………………………………………………………………….……

4

1

Целевой блок……………………………………………………………………….

7

2

Содержание программы………………………………….......................................

9

3

Организационно – педагогические условия реализации программы (ресурсное
обеспечение)………………………………………………………………………… 14
Система контроля и оценивания результатов …....................................................

17

Список использованных источников ………………………………………………….

18

4

Приложение ………………………………………………...…………………………... 20
Приложение №1 НПА ………………………………………………………………..

20

Приложение №2. Гимн ЗОЛ «Чайка»…………………………………………….…

22

Приложение №3. Флаг и герб города детства «Чайка»……………………………..

23

Приложение №4. Распорядок дня…………………………........................................

24

Приложение №5. Диагностический материал ……………………………………….

25

Приложение №6. План-сетка

3

ВВЕДЕНИЕ
Программа организации отдыха детей и их оздоровления «Фарватер здоровья»
разработана для загородного оздоровительного лагеря «Чайка» МАУ ДО ООЦ «Чайка»
Серовского

городского

округа,

ориентирована

на

личность

ребёнка

и

его

саморазвитие, предполагает восстановление физического и психического здоровья в
благоприятных природных и социокультурных условиях, формирование ценностного
отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основой для создания содержательной части программы стала Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р), которая определяет базовые национальные
ценности

Российского

общества

и

основывается

на

принципах

приоритета

общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Деятельность педагогического коллектива лагеря «Чайка» направлена на то, чтобы
оказать содействие в формировании общечеловеческих ценностей у детей, отдыхающих в
лагере.
Программа

является

методическим

документом,

определяющим

комплекс

основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере,
разработана с учетом государственной политики в области образования и воспитания и
нормативно-правовых документов (Приложение №1)
Программа адресована детям и подросткам от 6,5 до 17 лет.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из
различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Продолжительность смены – 7 дней во время осенних каникул.
Актуальность программы
Проведение тематической смены «Фарватер здоровья» в загородном лагере
«Чайка» во время осенней смены является эффективной технологией для формирования у
детей и подростков осознанного отношения к своему здоровью и безопасности.
В современном мире, где технологии и ритм жизни постоянно меняются, важно
научить детей правильно реагировать на различные ситуации, сохранять спокойствие и
принимать верные решения.
4

Актуальность проведения в лагере смены по теме «Фарватер здоровья»
обусловлена рядом факторов:
 Устойчивый спрос родителей на организованный отдых учащихся. Лагерь —

форма организации свободного времени детей, которая позволяет развить их творческий
потенциал, совершенствовать личностные возможности, приобщиться к ценностям
культуры.
 Потребность в развитии у учащихся ответственности за себя и свои поступки,

чувства гордости за свою страну.
 Необходимость укрепления здоровья детей и формирования у них потребности

здорового образа жизни.
 Повышение требований российского общества к качеству и эффективности

программ социально-культурного воспитания. Одна из причин, вызывающих рост
асоциального поведения — нерациональная организация досуговой деятельности в
каникулярное время.
На сегодняшний день существует объективная необходимость в воспитании
разносторонней личности с определенной системой ценностей. Общество осознало
потребность

в

формировании

у

подрастающего

поколения

гражданственности,

трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье, бережного отношения к
окружающей природе и здоровью человека. Данный процесс осуществляется в условиях
различных социальных институтов, таких как семья, общеобразовательные учреждения,
учреждения дополнительного образования, детские общественные объединения и др.
Особая роль в воспитании разносторонней личности отводится загородным
лагерям отдыха и оздоровления детей, где ребенку предоставляется правильно
организованный отдых во время школьных каникул. Поэтому становится очевидной
необходимость и возможность осуществления в детском оздоровительном загородном
лагере

программы,

направленной

на

физическое,

нравственное

и

психическое

оздоровление детей и подростков на основе эффективного использования кадрового,
материально-технического и природного потенциала лагеря.
Программа реализуется через методики коллективной творческой деятельности и
интерактивной игры, способные пробудить детско-подростковую любознательность,
вовлечь в активное освоение окружающего мира. При выборе игр акцент делается на их
видовое многообразие: игры соревновательного характера чередуются с играми на
развитие сотрудничества и взаимопомощи, ролевые игры. Все мероприятия направлены
на восстановление эмоциональной сферы и развитие навыков совместной деятельности,
5

коммуникативных умений и творческих способностейдетей и подростковс учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей.
Новизна программы «Фарватер здоровья» ЗОЖ «Чайка» за здоровье и
безопасность включает в себя следующие элементы:
1. Интеграция

образовательных

программ

по

безопасности

жизнедеятельности. Программа включает элементы образовательных курсов по
безопасности жизнедеятельности, таких как первая помощь, пожарная безопасность,
правила поведения при чрезвычайных ситуациях и т.д. Это позволит участникам лагеря
получить новые знания и навыки, которые могут пригодиться им в будущем.
2. Интерактивные методы обучения. Вместо традиционных лекций и семинаров
- интерактивные методы обучения, такие как ролевые игры, кейсы, тренинги и т.д. Это
сделает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.
3. Сотрудничество

с

профессионалами.

Программа

включает

в

себя

сотрудничество с профессионалами в области безопасности жизнедеятельности, такими
как спасатели, пожарные, врачи и т.д. Это позволит участникам лагеря получить
практические знания и навыки от экспертов в своей области.
4. Практические занятия. Программа включает в себя практические занятия,
такие как тренировки по оказанию первой помощи, эвакуации при пожаре и т.д. Это
позволит участникам лагеря закрепить полученные знания и навыки на практике.
5. Внедрение современных технологий. Программа лагеря может включает в себя
использование современных технологий, таких как виртуальная реальность, мобильные
приложения и т.д. Это делает процесс обучения более увлекательным и эффективным.
6. Интеграция с другими аспектами программы лагеря. Программа лагеря
интегрирована с другими аспектами программы, такими как спортивные мероприятия,
творческие занятия и т.д. Это позволит участникам лагеря получать новые знания и
навыки в различных областях.
7. Использование игровых элементов. Программа включает в себя игровые
элементы, такие как квесты, головоломки и т.д. Это делает процесс обучения более
увлекательным и запоминающимся.

6

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Цель смены «Фарватер здоровья» — воспитание социально адаптированной
личности с активной позицией в отношении здорового и безопасного образа жизни через
пропаганду ЗОЖ, развитие физической культуры, профилактику аддиктивного поведения,
познавательную, творческую и спортивную деятельность в загородном лагере с
положительной эмоциональной атмосферой.
Данная цель реализовывается через решение следующих задач:
– создание благоприятных условий для организованного отдыха и укрепления

здоровья детей и подростков;
– приобщение

участников

смены

к

традиционным

духовно-нравственным

ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе;
– проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового

образа жизни, культуры поведения, навыков общения и взаимодействия;
– приобщение участников смены к спорту, творческим видам деятельности, к

мероприятиям и событиям, направленным на профилактику аддиктивного поведения и
других негативных явлений в детско-подростковой среде;
– предоставление

детям

и

подросткам

возможности

для

социализации

и

самореализации личностного потенциала.
Участие в программе смены благотворно скажется на духовном, физическом и
интеллектуальном развитии детей и подростков, будут динамично развиваться творческое
мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
У участников смены будут сформированы:
– знания о сущности понятия «здоровый и безопасный образ жизни», его

особенностях, основных составляющих, предназначении;
– представления о ближайшем природном окружении, об окружающей среде как

важных факторах состояния здоровья каждого человека;
– устойчивое

бережное отношение к собственному здоровью и здоровью

окружающих, поведение и деятельность в соответствии с общепринятыми правилами и
нормами;
– умение работать

в команде, понимание важности совместного труда и

приложения усилий для общего дела, ответственности за результат;
7

– навыки, поддерживающие комфортную жизнь и продуктивную деятельность в

условиях детского коллектива;
– умения выстраивать собственный маршрут здорового образа жизни.

Принимая участие в мероприятиях смены, дети и подростки получают
возможность в дальнейшем активно участвовать в общественной жизни страны,
формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в
том числе через систему личностного и социального роста.
Основные эффекты реализации программы лагеря «За ЗОЖ и безопасность»:
1. Повышение уровня знаний и навыков участников в области безопасности
жизнедеятельности.
2. Формирование у участников лагеря ответственного отношения к своему
здоровью и безопасности.
3. Развитие у участников лагеря навыков оказания первой помощи, пожарной
безопасности, правил поведения при чрезвычайных ситуациях и других аспектов
безопасности жизнедеятельности.
4. Укрепление физического и психологического здоровья участников лагеря
благодаря спортивным мероприятиям и другим активностям.
5. Создание безопасной и комфортной среды для участников лагеря, включая
обеспечение безопасности на территории, организацию питания и проживания, а также
условий для отдыха и развлечений.
6. Развитие коммуникативных навыков и установление новых контактов благодаря
сотрудничеству с другими организациями и участниками лагеря.
7. Мотивация участников лагеря к дальнейшему обучению и саморазвитию в
области безопасности жизнедеятельности за счёт участия в соревнованиях и конкурсах.
8. Запоминание и интерес участников к программе благодаря использованию
интерактивных методов обучения, игровых элементов и современных технологий.

8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Идея программы
Ключевая идея смены заключается в осмыслении ее участниками основных
составляющих понятия «здоровый образ жизни»», которые помогут определить
безопасный для здоровья каждого человека жизненный путь и укажут путь саморазвития.
В течение смены ребятам, отдыхающим на осенней смене в загородном оздоровительном
лагере «Чайка»,

предлагается объединиться в команды, которые собрались на ЗОЖ-

фестиваль «Фарватер здоровья», чтобы продемонстрировать значимость здоровья для всех
людей, независимо от их возраста, вида деятельности, и совместными усилиями разгадать
правильный и безопасный путь, который поможет каждому достичь вершин своего
совершенства и раскрыть секреты здорового образа жизни.
В течение смены в рамках 5 объединений различной направленности: спортивной
команды, туристического клуба, творческого союза, познавательной лаборатории,
экологического отряда – ребятам предстоит совместными усилиями разгадать «Фарватер
Здоровья», который поможет каждому достичь вершин своего совершенства и раскрыть
секреты здорового образа жизни. «ФАРВАТЕР ЗДОРОВЬЯ» – безопасный для нашего
здоровья путь. А, как известно, «Идти точно по фарватеру» – это значит придерживаться
правильного курса/направления и не садиться на мель! Выполнив все задания с помощью
знаний, смекалки, находчивости и юмора ребята получают «Маяки», которые и обозначат
искомый фарватер.
Каждый день жизни лагеря проходит под определённым девизом и эмоциональным
настроем. Каждая команда в отдельности имеет свои название, девиз, песню, символику.
Каждый участник смены пытается осознать своё место в команде, собственную
значимость.
В рамках увлекательных событий, основы которых составляют конкурсно-игровые
сюжеты, ребята выполняют различные поручения, а также приобретают многие полезные
практические умения и навыки, постепенно осваивая программу позитивного отношения к
жизни, проявления которой разнообразны: от способности изменять окружающую
действительность в соответствии с собственными потребностями до деятельного
отношения человека к жизни общества, т.е. социальной активности.
Каждое новое событие в лагере – это погружение в мир позитива, бодрости,
энергии, добра.
Логика лагерной смены выстроена таким образом, чтобы каждый участник смог
познакомиться и опробовать 5 основных напрвлений здорового и безопасного образа
9

жизни. Каждый из 5 блоков предполагает в течение дня работу со специалистами,
выполнение практических зантятий и участие в тематических творческих мероприятиях.
Последние дни смены участники работают над созданием и продвижением
формулы здоровья.
Механизм реализации программы
Тематическая программа, ее цели и задачи реализуются в ходе смены через:
– образовательные блоки;
– систему общелагерных и отрядных дел творческого характера;
– использование технологии коллективной творческой деятельности;
– систему стимулирования участия в деятельности.
Образовательные блоки
Образовательная программа смены направлена на знакомство с правилами личной
гигиены, правилами здорового питания, развитие мотивации занятий физкультурой и
спортом, формирование ценностных основ здорового образа жизни. В результате
реализации данной программы у детей и подростков будет сформирована значимость и
потребность сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия
социального благополучия и успешности человека.
Образовательная программа представлена 5 основными клубами по интересам:
1.

Клуб любителей здорового питания.

2.

Клуб созидателей здоровья (личная гигиена, безопасность).

3.

Профилактический клуб.

4.

Клуб любителей спорта.

5.

Клуб любителей природы.
Логика лагерной смены выстроена таким образом, чтобы каждый участник освоил

программу Клуба и представил результат ее освоения в событиях и мероприятиях смены.
1. Клуб любителей здорового питания в рамках конкурса агитбригад «Мы за

здоровый образ жизни» представляет «Книгу рецептов рационального питания
современного школьника».
2. Клуб созидателей здоровья в рамках конкурса агитбригад «Мы за здоровый

образ жизни» презентует «Трекер привычек».
3. Профилактический клуб в рамках конкурса агитбригад «Мы за здоровый образ

жизни» демонстрирует видеоролики «Чем я занимаюсь в свободное время».
10

4. Клуб

любителей спорта на завершении работы Клубов по интересам

демонстрирует вариативный комплекс упражнений для ежедневной утренней зарядки.
5. Клуб любителей природы в рамках операции «Субботник» проводит акцию

«Береги природу!» и мастер-класс по туризму.
Система общелагерных и отрядных дел творческого характера
Программа

предусматривает

ежедневные

тематические

общелагерные

мероприятия и дела (интеллектуальная игра «Хочу Всё Знать», Фабрика Звезд,
маршрутная игра «Открой страну», праздник спорта «Богатырские забавы», Фестиваль
Экологических акций, церемония награждения «Первые о Главном» и т.д.);
- Отрядные дела (Огоньки, Отряд в гостях у Отряда, Формирование выпуска
новостей и т.д.) в соответствии с тематикой смены.
•

Реализация программы

предусматривает

наличие дел,

обеспечивающих

поддержку здоровья детей (сдача норм ГТО, праздник спорта «Богатырские забавы» и
т.д.).
• Реализация деятельности, обеспечивающей безопасность детей и профилактику
девиантного поведения, включающей в себя разработку и внедрение правил и норм
поведения для детей, развитие навыков коммуникации, эмоционального интеллекта и
других навыков, которые помогут ребятам справляться с трудностями и преодолевать
возникающие проблемы в общении, непрерывный мониторинг и оценку ситуации в лагере
с целью своевременного выявления

проблемных ситуаций и принятия мер по их

решению, демонстрацию положительных ролевых моделей со стороны взрослых в лагере,
оказание консультативной поддержки

участникам

смены

со

стороны

вожатых,

сотрудничество с родителями.
Система стимулирования участия в деятельности
С целью повышения уровня заинтересованности детей на смене в лагере сложилась
особая система поощрения и стимулирования детей. Система стимулирования включает
индивидуальную и коллективную мотивацию, внутриотядный рейтинг достижений.
Индивидуальная система стимулирования:
- устная благодарность и поздравления ребенка на ежедневных утренних линейках;
 размещение информации о достижениях детей на общелагерном стенде, в
социальных сетях;
11

 награждение детей грамотой «Самого активного в смене» на линейке Закрытия по
итогам смены;
 направление благодарственного письма родителям за помощь в реализации
программы и хорошее воспитание детей.
Коллективная мотивация:
- ежедневно отряды получают дипломы, грамоты, сладкие призы за победы в
творческих и спортивных мероприятиях;
- в конце смены отрядам вручается победа в номинации «Лучший ЗОЖотряд» в
соответсвии с рейтингом отрядных коллективов по итогам участия в лагерных конкурсах.
Внутриотядный рейтинг достижений
Каждый день вечером отряд собирается для анализа, обсуждения и выбора
ребятами внутри своего коллектива участников, проявивших себя в течение дня в
активной, полезной отряду позиции, голосуют. В экране активности появляется значок
Лидер дня.
Этапы реализации программы
Данная программа реализуется поэтапно. Каждый из этапов включает в себя
деятельность, направленную на достижение цели и решение задач программы.
Подготовительный этап
- подготовка и изучение документов, регламентирующих работу ЗОЛ «Чайка»,
- работа с социальными партнерами,
- разработка программы деятельности загородного оздоровительного лагеря,
- отбор и подготовка кадров для работы в летнем оздоровительном лагере,
- разработка программно-методического обеспечения,
Организационный (адаптационный) этап
- встреча детей,
- формирование временных детских коллективов,
- квест по территории, знакомство с лагерем,
- вечер знакомств в отрядах, знакомство ребят друг с другом,
- проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих
способностей,
- организация деятельности служб соуправления,
- линейка открытия, запуск программы «Фарватер здоровья»,
12

- смотр – конкурс отрядных уголков,
- создание условий для осознанного принятия детьми правил, норм, требований
жизнедеятельности в отряде и лагере.
Основной этап
- реализация основной идеи смены, (мероприятия отраженны в план-сетке
(приложение №2)
- проведение мастер-классов,
- вовлечение детей и подростков в различные виды КТД,
- проведение мероприятий, согласно реализуемой программе.

Заключительный этап
- подведение итогов работы всех направлений,
- награждение активных участников смены,
- подведение итогов работы лагеря,
- выходная диагностика,
- сбор методического материала по итогам смены.

13

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ (РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ)
Благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей
 В лагере контрольно-пропускной пункт оборудован металлодедектором, системой
видеонаблюдения, шлагбаумом;
 Круглосуточная специализированная охрана;
 Ограждения по периметру лагеря;
 Наличие тревожной кнопки;
 Громкая связь на территории лагеря и внутри помещений;
 Видеонаблюдение на территории лагеря (11шт.) и внутри помещений (7шт.);
 Условия пребывания детей и подростков соответствуют правилам пожарной
безопасности и санитарного законодательства;
 Территория учреждения полностью проходит акарицидную обработку;
 Питьевой режим – бутылировнная вода;
 Режим работы медицинских работников – круглосуточно;
 Инструктажи с работниками ЗОЛ;
 Ежедневные инструктажи с детьми по охране труда и технике безопасности.
Организационные ресурсы
 разработка комплексной дополнительной общеобразовательной программы;
 составление режима дня (приложение №3);
 изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального и местного
уровня;
 изучение санитарно–гигиенических, пожарных норм и правил по оздоровлению
и отдыху детей в детском оздоровительном лагере;
 работа с внутренними локальными актами ЗОЛ.
Информационные ресурсы
№

Мероприятия по информационному

Сроки

Ответственный

сопровождению процесса реализации программы
1

2

Информационная поддержка на официальном сайте еженедельно

начальник

учреждения (https://chaika-srv.profiedu.ru/)

лагеря

Оформление информационного стенда в лагере для май

начальник
14

родителей и детей
3

лагеря

Информирование

общественность

жизнедеятельности
группу

лагеря

социальной

через
сети

о ежедневно в вожатые

официальную течение
«ВКонтакте» сезона

(https://vk.com/club8080660
4

Сотрудничество

с

единым

информационным ежедневно в начальник

порталом «Уральские каникулы»

течение

лагеря

сезона
Кадровые ресурсы
Загородный оздоровительный лагерь «Чайка» укомплектован сотрудниками в
соответствии со штатным расписанием.
В реализации программы оздоровления и воспитания детей и подростков
участвуют: директор лагеря, начальник лагеря, организатор смены,

4 педагога

(воспитатели), 4 вожатых (студенты СПК), 1 инструктор физвоспитания, 1 диджей, 4
педагога доп. образования.
Социальные партнеры
Отделение СГО «Движение первых»,
Сотрудники здравоохранения и СЭС,
Сотрудники полиции,
Сотрудники МЧС.
Материально-технические ресурсы,

которые расположены на территории ЗОЛ

«Чайка»: 2 жилых корпуса (благоустроенных), дети проживают в комнатах от 4 до 9
человек,

столовая на 200 мест, художественные средства, игры настольные и др.,

спортивный инвентарь, хозяйственный инвентарь, аудиотека, фонограммы, канцелярские
принадлежности, мультимедийный проектор.
Мотивационные ресурсы
Мотивацией для участников программы является создание ситуации успеха в
избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение
достигнутого.

15

Для стимулирования развития самодеятельности, самореализации детей в
различных видах деятельности необходимы методики для того, чтобы создать
благоприятный микроклимат, атмосферу успеха.

16

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка эффективности программы определяется через:
- положительные отзывы об организации деятельности ЗОЛ со стороны детей и
родителей ( анкетирования родителей и воспитанников, итогового отчета всех служб);
- высокую активность детей в реализации программы и желание вернуться в ЗОЛ
(количественный анализ участия детей в мероприятиях, качественный анализ проведения
мероприятий);
- положительные отзывы участников программы;
- положительные отзывы об организации деятельности ЗОЛ со стороны
родителей;
- отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде во время смены;
- отсутствие заболеваний, травм;
- проявление

чувств

доброты,

заботы,

взаимовыручки

в

отношении

с

окружающими;.
Механизм оценки эффективности реализации программы
1.

Входной

мониторинг

по

выявлению: мотивов

пребывания

в

лагере;

детских интересов (опрос, анкетирование)
2. Мероприятия по контролю психологического комфорта ребенка в отряде, лагере
(адаптационные игры, наблюдение)
3.Система отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными
мероприятиями (ежевечерний рефлексивный отрядный ритуал «Свечка», ежедневное
заполнение экрана настроения детей)
4.Анкетирование детей и онлайн анкетирование родителей в конце смены,
позволяющее выявить оправдание ожиданий.

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература, используемая для написания программы
1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – Кострома: Изд-во МЦ
«Вариант», 2002. – 112 с
2. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере.
– Кострома: МЦ «Вариант», 2001 г. – 224 с.
3. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В.
Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.
4. Безопасность жизнедеятельности в детском лагере: Методические рекомендации / А.
Кравченко, С. Петров. – М.: Изд-во МПГУ, 2017. – 54 с.
5. Данилков, А.А.,

Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и

деятельность, личность и коллектив: монография Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 183
с.;
6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.― М.,
2009 г.―18 с.;
7. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989 г. –
208 c.
8. Книга вожатого / Авт. кол.: Т. Матвеева, Е. Шацкая, М. Колмакова и др. ; Ред. кол. : И.
Авраменко и др. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Молодая гвардия, 1954. – 542 с. : ил.,
портр.
9. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые
игры для детей. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2004. – 215 с.
10. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением. Учебнометодическое пособие. – 3-е изд., перераб. и исп. – Кострома: КГУ, 2000. – 36 с.
11. Огоновская И.С. Проекты гражданско–патриотической направленности в системе
воспитательной работы образовательного учреждения. Методическое пособие для
педагогов. – Екатеринбург: ООО «Периодика», 2019. – 280с.;
12. Сборник «XIV общероссийская Встреча организаторов отдыха, оздоровления детей и
молодѐжи: тезисы выступлений, статей, практики организаций отдыха и оздоровления
детей». Сост. Г.С.Суховейко − Анапа, 2015.
Электронные образовательные ресурсы
1. http://center-orlyonok.ru/programs/sm2016/ - Всероссийский детский центр «Орленок»;
18

2. http://www.edu-all.ru - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании;
3. https://методист.рф/navigator/programmy-profilnykh-smen/?PAGEN_1=2

Программы

профильных смен
4. www.it-n.ru - интернет-портал «Сеть творческих учителей».

19

Приложение №1
Нормативно – правовые акты

1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».
2.

Областной закон«Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в

Свердловской области» (№ 38-ОЗ от 15.06.2011).
3.

Областной закон «О защите прав ребенка» (№ 28-ОЗ от 23.10.1995 с изменениями на

03.12.2014).
4.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.07.2017 №

656 « Об утверждении примерных положений об организации отдыха детей и их
оздоровления».
5.

Закон Свердловской области от 15.06.2011 № 38-ОЗ «Об организации и обеспечении

отдыха и оздоровления детей в Свердловской области»
6.

Постановление правительства Свердловской области от 03.08.2017№ 558-ПП «О

мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Свердловской
области».
7.

Постановление администрации Серовского городского округа от 01.03.2022 № 215

«О проведении оздоровительной кампании на территории Серовского городского округа в
2022-2023 годах»
8.

Постановление администрации Серовского городского округа от 28.12.2023 № 2073

«Об обеспечении проведения оздоровительной кампании на территории Серовского
городского округа в 2024 году».
9.

СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28.
10.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Организация

отдыха детей в каникулярное время», утвержденного постановлением администрации
Серовского городского округа от 11.04.2023 № 559.
11.

. Приказ «О начале работы Весенней смены 2024г. в загородном оздоровительном

лагере «Чайка» №5-ДД от 25.03.2024г.

20

12.

Положение «Об организации отдыха детей и молодежи в МАУ ДО ООЦ «Чайка».

Приказ №38-0 от 24.04.2023 г. «Об утверждении положения Об организации отдыха
детей и молодежи в МАУ ДО ООЦ «Чайка»».

21

Приложение №2
Гимн и прощальная песня ЗОЛ «Чайка»

Прощальная

1). В город детства ты приехал

1). Кружится чайка в медленном танце

Отдыхай и веселись.

над водой.

Будет много шуток, смеха

Вот и настало время расстаться

Всем друзьям ты улыбнись.

нам с тобой.

Воспитатель очень строгий,

Будем идти мы, с ветрами споря, за мечтой.

На него ты не сердись.

Верную дружбу,

Покажи себя, как можешь,

светлые зори мы унесем с собой.

За друзей всегда держись.

2). Как часовые, сосны застынут вдалеке.

Припев: Круто ты попал в лагерь наш

Сложатся буквы в чье-нибудь имя на песке.

Отдохни, не грусти,

Будем идти мы, с ветрами споря, за мечтой.

Весельем всех заряди.

Верную дружбу,

Круто ты попал в лагерь наш.

светлые зари мы унесем с собой.

Здесь друзья, ждут тебя,

3). Песня по морю парусом белым

Ты очень этому рад!

поплывет.

2). Эй, ребята, нет, наверно,

Прямо в ладони звездочка с неба упадет.

Лучше лагеря, чем наш

Будем идти мы, с ветрами споря, за мечтой.

Здесь умеют веселиться,

Верную дружбу,

Здесь накормят вкусно нас.

светлые зари мы унесем с собой.

Не грустят в семействе нашем,

4). Доброе лето песнею стало звонких дней.

Все занятья хороши.

Ждет нас немало трудных причалов

Мы поём, играем, пляшем,

и путей.

Веселимся от души.

Будем идти мы, с ветрами споря, за мечтой.

3). Лагерь, Чайка, лагерь, Чайка.

Верную дружбу,

Я чего-то не пойму

светлые зари мы унесем с собой.

Что мне делать,

5). Кружится чайка в медленном танце

Рано утром на зарядку не хочу.

над водой.

А ребята встали рано

Вот и настало время расстаться

И построилися в ряд.

нам с тобой.

Ведь друзей не подведу я,

Будем идти мы, с ветрами споря, за мечтой.

Так как дружен наш отряд.

Верную дружбу,
светлые зари мы унесем с собой.
22

Приложение №3
Флаг и эмблема Города Детства «Чайка»
Эмблема города

Флаг Города Детства

23

Приложение №4
РЕЖИМ ДНЯ
09.00- Подъем, утренние гигиенические процедуры
09.20- Зарядка
09.30- Завтрак
09.50- Линейка
10.00 - 13.00 –Мастер-классы, спортивные мероприятия, развивающие занятия
11.00- Второй завтрак
13.15- Обед
14.00 - 16.00- Тихий час
16.15- Полдник
16.30 - 18.30- Конкурсные программы, спортивные мероприятия, прогулки
18.30- Ужин
19.00- Шоу программы, дискотека
21.00- Второй ужин
21.15- Подготовка ко сну
21.40 – Отрядные свечи
22.00– Отбой

24

Приложение №5
Диагностичекий инструментарий
Реализация программы предполагает наличие диагностики для участников смены:
проведение входящей и итоговой диагностики развития коллективов, самоуправления,
результативности, готовности участников перенести полученный опыт в дальнейшую
деятельность.
Вариант первичной диагностики:
Давай познакомимся!
– Расскажи нам о себе (пол, возраст, населенный пункт)
– Твои увлечения и интересы?
– Напиши 3 прилагательных о себе
– Знаком ли ты с информационно-медийным направлением?
– Напиши твои первые впечатления от смены, ребят из отряда.
– Какие характеристики ты бы дал/а своему отряду?
– Как ты думаешь, что необходимо сделать, чтобы жизнь в нашем лагере была
интересной и полезной?
– В каких делах ты хочешь участвовать?
– Какую роль ты бы хотел занимать в общей организации дела (руководитель
группы, разработчик идеи, помощник, исполнитель,участник или напиши свой вариант)?
– Чему бы ты хотел научиться на программе?
– Что в окружающем мире тебе интересно?
– Чему бы ты сам мог научить других?

Анкета по изучению медиакомпетентности учащихся
1. Что тебя больше интересует в журналах или газетах? (Нужно выбрать от одного
до нескольких вариантов ответа)*
Интервью с интересными людьми
Статьи на серьезные темы
Рассказы, повести и т.д.
Игры/конкурсы (кроссворды и т.д.)

Реклама
Ничего
Другое:
2. Что тебя больше интересует в телепередачах? (Нужно выбрать от одного до
нескольких вариантов ответа)*
Интервью с интересными людьми
Ток-шоу
Фильмы, сериалы, развлекательные шоу и т.д.
Музыкальные программы
Игры/конкурсы
Реклама
Ничего
Другое:
3. Что тебя больше интересует в интернет-сайтах? (Нужно выбрать от одного до
нескольких вариантов ответа)*
Интервью с интересными людьми, репортажи с места событий
Статьи
Романы, повести, рассказы, стихотворения
Фильмы, сериалы, развлекательные шоу и т.д.
Музыкальные программы
Игры/конкурсы
Реклама
Ничего
Другое:
4. Какие темы тебя больше интересуют в интернет-сайтах, телепередачах,
компьютерных играх? (Нужно выбрать от одного до нескольких вариантов ответа)*
Военная
Историческая
Приключенческая
Космическая
Мистическая
Современная
Молодежная
Спортивная
Научно-техническая
2

Никакие
Другое:
5. Назови основные мотивы твоих контактов с прессой, телевидением,
кинематографом, Интернетом? (Нужно выбрать от одного до нескольких вариантов
ответа)*
Стремление к развлечению
Стремление научиться создавать медиатексты самому
Стремление получить новую информацию
Стремление занять свободное время
Поиск материалов для учебных целей
Стремление к отдыху (уход от проблем реальной жизни)
Стремление услышать любимую музыку
Стремление прочесть любимого автора
Стремление увидеть любимого актера
Нет никаких мотивов
Другое:
6. Как часто ты читаешь газеты, журналы? (Нужно выбрать один вариант ответа)*
Ежедневно
Несколько раз в неделю
Несколько раз в месяц
Редко
Никогда
Другое:
7. Как часто ты слушаешь радио? (Нужно выбрать один вариант ответа)*
Ежедневно
Несколько раз в неделю
Несколько раз в месяц
Редко
Никогда
Другое:
8. Как часто ты смотришь телевизор? (Нужно выбрать один вариант ответа)*
Ежедневно
Несколько раз в неделю
Несколько раз в месяц
Редко
3

Никогда
Другое:
9. Как часто ты используешь Интернет? (Нужно выбрать один вариант ответа)*
Ежедневно
Несколько раз в неделю
Несколько раз в месяц
Редко
Никогда
Другое:
10. Как часто ты играешь в видео/компьютерные игры? (Нужно выбрать один
вариант ответа)*
Ежедневно
Несколько раз в неделю
Несколько раз в месяц
Редко
Никогда
Другое:
Анкета входящая(да/нет)
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие вожатые.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в
любое время.
5. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
6.. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
7. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
по вопросам посещения детей оздоровительных лагерей, с целью выяснения
удовлетворенности качеством оказываемых услуг.
Дорогой друг!
Мы старались сделать твой отдых интересным и разнообразным. Нам было бы
очень интересно узнать твоё мнение о том, понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере.
4

1. Сколько раз ты бывал(а) в летнем лагере?____________
2. Тебе понравилось отдыхать в нашем лагере?_____________
3. Что ты ждал от пребывания в лагере:
а) приобрести новые знания, умения;
б) научиться самостоятельно организовывать дела;
в) укрепить свое здоровье;
г) лучше узнать и понять себя;
д) просто отдохнуть.
4. Что тебе понравилось в лагере?
а) мероприятия
б) воспитатели
в) питание
г) походы в кино
д) новые друзья
другое________________________________________
5. Что больше всего не понравилось в лагере?
а) режим дня;
б) дисциплина;
в) условия проживания;
г) другое_______________________________________________________
6. Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
_______________________________________________________
7. Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
____________________________________________________________
8. Было ли скучно в лагере?_______________________________________
9. Что бы ты хотел(а) отменить в лагере? ____________________________
10. Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? ______________
11. Закончи предложения:
Я рад, что_________________________________________________________
Мне жаль, что_____________________________________________________
Я надеюсь, что____________________________________________________
12. Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?___________________
Спасибо за ответ!
5

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по вопросам посещения детей оздоровительных лагерей,
с целью выяснения удовлетворенности качеством оказываемых услуг.
Уважаемые родители!
Вам предлагается прочитать утверждения и оценить степень

согласия с нами по

следующей шкале:
«Да»

«Нет»

«Трудно сказать»

1. В который раз ваш ребёнок отдыхает в нашем лагере.
__________________________________________________________
2. Вы в системе получаете информацию:
- о целях и задачах лагеря в области воспитания Вашего ребенка;
- о режиме работы лагерной смены (часы работы, праздники, нерабочие дни);
- о питании (меню).
«Да»

«Нет»

«Трудно сказать»

3. Воспитателями лагеря проводится специальная работа по адаптации детей (беседы,
консультации с родителями и т.д.).
«Да»

«Нет»

«Трудно сказать»

4. Обсуждают ли воспитатели с вами различные вопросы, касающиеся жизни ребенка в
ГОЛ (дисциплина, питание, гигиенические процедуры и др.).
«Да»

«Нет»

«Трудно сказать»

5. Удовлетворены ли вы организацией досуговых мероприятий в ГОЛ?
«Да»

«Нет»

«Трудно сказать»

6. Получаете ли вы информацию о жизни и об успехах ребенка в лагере?
(информационный стенд, устные сообщения воспитателей и специалистов: медицинской
сестры,

педагога-психолога,

учителя-логопеда,

воспитателя

по

физкультуре,

музыкального работника).
«Да»

«Нет»

«Трудно сказать»

7. Информируют ли вас об изменениях в состоянии здоровья ребенка, о профилактических
мероприятиях по укреплению здоровья детей.
«Да»

«Нет»

«Трудно сказать»

8. Воспитатели ГОЛ

интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей

(беседы, анкетирование).
6

«Да»

«Нет»

«Трудно сказать»

9. Вас лично удовлетворяет уход, воспитание, развитие, которые получает Ваш ребенок в
летнем оздоровительном лагере?
«Да»

«Нет»

«Трудно сказать»

10. По вашему мнению, воспитатели учитывают индивидуальные особенности каждого
ребенка.
«Да»
11.

«Нет»
Вы

«Трудно сказать»

лично

чувствуете,

что

сотрудники

образовательного

учреждения

доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребенку.
«Да»
12.
«Да»
13.
«Да»
14.

«Нет»

«Трудно сказать»

Вам нравится территория лагеря?
«Нет»

«Трудно сказать»

Вы удовлетворены организацией питания в ГОЛ?
«Нет»

«Трудно сказать»

Довольны ли вы пребыванием ребёнка в лагере и оправдались ли ваши ожидания от

ГОЛ.
«Да»
15.

«Нет»

«Трудно сказать»

Ваши предложения по организации отдыха и оздоровления детей в лагере.

7

Приложение№6
План-сетка смены
ПОНЕДЕЛЬ
НИК

ВТОРНИК

28.10
29.10
День
День
любителей
созидателей
ЗОЖ
здоровья
До обеда
До обеда
Операция
Спортчас
«Уют»
Оформление
Экскурсии по
отрядных
лагерю
уголков
Инструктажи
Взвешивание
Отрядные
игры на
знакомство и
сплочение
До ужина
До ужина
Клуб
Занятия в
любителей
клубе
правильного
Здоровья
питания»
Создание
Трекера
Квест по
здоровых
лагерю
привычек

СРЕДА

30.10
День
любителей
спорта
До обеда
Спорт. час
Отрядные
дела.

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

СУББОТА

ВОСКРЕСЕН
ЬЕ

31.10
01.11
02.11
03.11
День
День
День
профилактик любителей совершенства
и
природы
До обеда
До обеда
До обеда
До обеда
Спорт. час
Спортивные Спортивные Инструктаж
Отрядные
игры
игры
«Правила
дела.
Отрядные
Создание
поведения на
дела.
формулы
дорогах и в
Добровольчес
Здоровья
автобусе»
кие акции
Операция
“Горох”
Выезд детей

До ужина
Занятие в
клубе
Любителей
спорта
Создание
комплекса
утренней
гимнастики

До ужина
До ужина
До ужина
До ужина
Занятие в
Клуб
Концерт
профилактич любителей
«Спасибо за
еском клубе
природы
…»
Создание
Мастер-класс Линейка видеоролика по туризму
закрытие
«Чем я
смены
занимаюсь в
свободное
время»
После ужина После ужина После ужина После ужина После ужина После ужина После ужина
Линейка
Конкурс
Конкурс
Конкурс
Тинейджер
Дискотека
открытия
актерского
«Битва
«Один в
”Время
смены
мастерства
хоров»
один»
первых”
Дискотека

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Специальная оценка условий труда

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».