1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
2. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
6
3. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО–
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «Я СМОГУ»
11
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
13
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
14
7. ПРИЛОЖЕНИЯ
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В период летних каникул не каждый родитель может предоставить своему ребёнку
полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить своё
здоровье, снять напряжение, развить способности.
Важнейшим условием для самореализации детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее ОВЗ) является расширение сферы их самостоятельности, под которой
понимается преодоление ими обособленности, приобретение умения осваивать и
применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения
повседневных задач. Пространство детского лагеря является важным и значимым
сегментом для решения данной задачи, поскольку обладает эксклюзивным ресурсом
социально-культурной реабилитации детей с ОВЗ.
Реализация
программы
психолого-педагогического
сопровождения
летней
оздоровительной кампании, создаёт все необходимые условия для педагогически
целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей и подростков с ОВЗ,
восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений,
творческой самореализации и общении.
Программа психолого-педагогического сопровождения направлена на формирование
толерантного позитивного отношения общества к детям с ограниченными возможностями
здоровья, на признание права ребёнка с ограниченными возможностями максимально
полноценно участвовать в жизни общества; обеспечение беспрепятственного доступа к
объектам и услугам во всех сферах жизнедеятельности детей с ОВЗ в рамках
государственной программы «Доступная среда».
Инклюзия в рамках ЗОЛ «Веселый бор» является еще педагогической инновацией,
несмотря на то, что о важности социокультурной реабилитации лиц с ограниченными
возможностями здоровья идет речь во всех сферах общественной жизни: игровой,
образовательной и иной деятельности. Инклюзивный детский отдых предполагает равные
партнерские отношения в получении качественного, полезного, развивающего отдыха.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время
дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
детского оздоровительного лагеря рассматривается как приоритетное направление
современной политики в сфере образования в Российской Федерации. Осуществление
реализации программ дополнительного образования в пространстве детского лагеря
позволяет обеспечить инклюзию обучающегося с ограниченными возможностями
3
здоровья не только в образовательный процесс, но и в межличностное неформальное
взаимодействие с нормотипичными сверстниками, не имеющих таких ограничений.
Главная цель инклюзивного отдыха — стирание границ между обычными и
особенными детьми. Программа психолого-педагогической деятельности сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья ЗОЛ «Веселый бор» составлена на
основании:
- Конвенции о правах ребенка.
- Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г.
- Федерального Закона « Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от
29.12.2012)
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 « Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
обучающихся с ОВЗ».
Получение полноценного отдыха детьми с ОВЗ является одним из важных условий
их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Под
социокультурной реабилитацией детей с ОВЗ понимается комплекс мероприятий и
условий, позволяющих лицам с ОВЗ адаптироваться в стандартных социокультурных
ситуациях и приобщиться к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому
образу жизни: заниматься посильной работой; находить и использовать нужную
практической деятельности и развлечений информацию; адекватно участвовать в
ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации,
ухаживать за собой, то есть, расширять свои возможности интеграции в обычную
социокультурную
жизнь.
Это
средство
развития
разнообразных
жизненных
познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого
самовыражения и объединение индивидуальностей в общность. Успех социальнокультурной реабилитации лиц с ОВЗ во многом определяется принципами ее организации
и осуществления: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность,
преемственность, комплексность и целостность, включенность в общества, условий
осуществления реабилитационных мероприятий.
Целевая группа программы
Дети 7 до 17 лет с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического
развития, ТМНР, РАС). В ФГОС для детей с ОВЗ четко выделяются взаимодополняющие
компоненты: «академический» и «жизненная компетенция». Из двух составляющих
образования детей с ОВЗ в условиях ЗОЛ «Веселый бор» ведущим становится не
получение академических знаний, а развитие социальной компетенции детей с ОВЗ.
4
Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков,
необходимых ребенку в повседневной жизни.
Нозология детей с задержкой психического развития, с ТМНР, с РАС:
Главная проблема детей с задержкой психического развития, с ТМНР, с РАС
заключается в нарушении их связи с окружающим миром, бедности контактов со
сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда
культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у
таких
детей
значительно
снижена
способность
к
обобщению
и
присвоению
общественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении. Ребенок с
задержкой психического развития, вступая в различные социальные контакты, чаще всего
терпит неудачу, так как его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены
необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными.
С трудом формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в
обществе.
Цель программы
Целью
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья в условиях ЗОЛ «Веселый бор» - создание оптимальных
организационных и психолого-педагогических условий обучения в соответствии с их
возрастными
и
индивидуально
соматического
и
-
типологическими
нервно-типологического
особенностями,
здоровья,
состоянием
способствующих
их
интеллектуальному, личностному и эмоционально – волевому развитию, содействие их
адаптации в современном обществе.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Способствовать
индивидуальности
созданию
всех
социальной
субъектов
ситуации
развития,
соответствующей
оздоровительно-образовательного
процесса
и
обеспечивающей психологические условия для охраны и улучшения их психологического
здоровья и развития личности.
Оказывать содействие педагогическому коллективу и временным детским объединениям
в создании благоприятного микроклимата в отряде.
Проводить психолого-педагогический анализ социальной ситуации развития в детском
лагере, выявлять основные проблемы и определять причины их возникновения, пути и
средства их разрешения.
Оказывать
помощь
в
повышении
уровня
психологической
компетентности
педагогического коллектива.
5
Формировать инклюзивную культуру всех участников образовательного процесса.
Совместное пребывание здоровых детей и детей с ОВЗ в ЗОЛ «Веселый бор» дает
интересный педагогический эффект для нормотипичных детей - распространение
доброжелательного, внимательного отношения к таким детям – побыть в качестве
социального волонтера (социальное волонтёрство — помощь людям в трудной жизненной
ситуации и тем, кто нуждается в помощи по состоянию здоровья).
Для эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
в условиях летнего лагеря предусмотрены формы занятия в группах и индивидуально.
Основные направления работы:
- диагностическое;
- консультационное;
- просветительское;
- коррекционно-развивающее;
- профилактическое.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку
комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся
недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в
котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в
самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной,
предметно-практической деятельности ребенка;
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и
предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на
корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и
поведении.
2. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
1. Подготовительный этап.
Цель: разработка программы психологического сопровождения профильной смены,
обучение педагогического персонала;
Содержание работы:
6
- изучение литературы по данной проблеме;
- подготовка материалов к работе: стимульного, диагностического и др.;
- ознакомление педагогов и вожатых с методическими особенностями и спецификой
смены, с контингентом отдыхающих - дети с ОВЗ;
- проведение тренинга с вожатыми по работе с детьми с ОВЗ «Фишки и лайфхаки» просвещение педагогов по темам: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с
ОВЗ
в
летний
период»;
«Психолого-педагогические
особенности
формирования
временного детского коллектива с учетом индивидуальных возможностей здоровья,
возрастных особенностей».
2. Этап социально-психологической адаптации.
Цель:
создание условий
по социально-психологической и
пространственной
адаптации детей.
Задачи:
- способствовать созданию благоприятного климата в отрядах, лагере;
- выявить лидеров, а также детей, нуждающихся в психологической поддержке;
- развитие навыков самосознания детей.
Содержание работы:
- тренинг «Знакомство.
Формирование доверия и комфорта в отряде, развитие социальных эмоций»; диагностический срез с целью определения индивидуальных особенностей воспитанников
и выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, выявления «трудных» детей; оказание адресной консультативной помощи всем участникам образовательного процесса.
3. Коррекционно-профилактический этап.
Цель:
Профилактика
девиантного
поведения,
коррекция
негативных
психоэмоциональных и поведенческих реакций.
Задачи:
- контроль психологического климата;
- коррекция отрицательных психических состояний обучающихся, вызванных длительным
нахождением вне дома;
- индивидуальная психолого-коррекционная работа с детьми, имеющими различные
отклонения;
- снижение эмоционального напряжения детей, педагогов.
- формирование навыков здорового образа жизни.
4. Этап рефлексии
Цель: анализ психолого-педагогической деятельности.
7
Содержание работы:
- занятие с элементами тренинга «Прощание» с целью получения обратной связи;
- проведение диагностического среза с целью изучения эффективности программы.
Индивидуальная работа:
Цель: психологическая помощь детям с низким уровнем адаптации.
Индивидуальная работа проводится по результатам диагностики и наблюдений,
заявкам педагогов, в случае необходимости оказание экстренной психологической
помощи в форме консультаций. Тематика:
- общение со сверстниками;
- решение конфликтных ситуаций;
- как справиться с чувством одиночества;
- как найти друга; - как снять накопившееся напряжение;
- взаимоотношения между мальчиками и девочками;
- страхи и другие вопросы. Час психологической разгрузки для детей:
- аутогенная тренировка;
- релаксация; - медитация.
3. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Главным показателем психолого-педагогического сопровождения появляется
- желание посещать кружки;
— находиться в коллективе детей;
— эффективно взаимодействовать друг с другом;
— общаться с другими детьми вне отряда, принимать помощь специалистов;
— принимать участие в отрядных и общелагерных мероприятиях.
Приобретаемые
знания
и Показатели личностного роста подростка
умения
Усвоение основных понятий Подросток знает, что есть счастье, что есть радость,
программы
основные
принципы
счастливой
жизни,
свободно
оперирует данными понятиями.
Освоение подростком знаний Подросток
знает
по формированию привычек позитивного
счастливого человека
различные
самонастроя,
методы
и
способы
самоощущения
и
мировосприятия
8
Умение организовать дело, Подросток знает, как применить эти знания на практике
игры,
мероприятия при
подготовке
и
проведении
отрядных
или
позитивной направленности в общелагерных дел.
отряде, центре
Умение работать в команде
Подросток знает, как распределить поручения, умеет
находить единомышленников, эффективно работает в
команде, ответственно относится к выполнению своего
поручения.
Умение
работать
информацией
с Подросток
знает,
какие
возможные
источники
информации существуют, умеют собирать необходимую
информацию и руководствоваться ею.
Освоение способов передачи Подросток умеет рассказывать о собственном опыте,
собственного опыта
Овладение
обучать тому, что умеет сам.
способами
формами
и Подросток знает, какими способами можно подвести
анализа итоги дела, дня, оценить результаты деятельности,
деятельности
применяет данные способы в практической деятельности,
умеет
адекватно
оценивать
свои
действия,
аргументировать свою точку зрения.
Определение
реализации
перспектив Подросток готов использовать приобретённые знания и
полученного умения
опыта дома.
у
себя
дома,
знает
способ
реализации
приобретённых знаний и умений.
Индивидуальные качества и Показатели личностного роста подростка
способности
Стрессоустойчивость
Подросток
способен
переносить
значительные
интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки,
обусловленные
особенностями
выполняемой
деятельности, без особых вредных последствий для
деятельности, окружающих и своего здоровья.
Адаптивность
Подросток способен приспосабливаться к существующим
в обществе требованиям и критериям оценки за счет
присвоения норм и ценностей данного общества.
Доброжелательное отношение В общении подросток демонстрирует общительность,
к другим людям
контактность, дружелюбие, отзывчивость; готов пойти на
9
помощь; соотносит свои желания, цели с желаниями и
целями других; признаёт право окружающих на иное,
отличное от его собственного мнения.
Позитивное
отношение
к Подросток принимает себя таким, каков он есть, верит в
самому себе
свои силы и возможности; рассматривает себя как автора
и распределителя собственной жизни; уверен в себе;
Проявляет самостоятельность и самодисциплину
Любознательность
Подросток понимает ценность познания, стремится к
получению новых знаний и умений, с интересом
воспринимает
новую
информацию,
демонстрирует
готовность перенимать опыт других людей
Демонстрация норм культуры
Подросток проявляет вежливость и тактичность, знает
правила поведения в общественных местах
Критерии эффективности реализации программы психологического сопровождения
структурированы по следующим уровням оценивания:
1. Количественный – количество проведенных мероприятий и количество детей
принявших в них участие;
2. Процентный – (на основе анализа итоговых анкет) процент детей, удовлетворенных
участием в мероприятиях; процент детей, получивших определенные знания, умения;
3. Качественный (субъективный – педагогический анализ (в ходе собеседований,
педагогических совещаний);
4. Сравнительный (было – есть, движение, изменение) – поиск и отбор наиболее
эффективных средств и способов реализации программы.
5. Продуктивный – наличие реальных продуктов: сценарии, разработка
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Младший школьный возраст Средний школьный возраст
Старший школьный возраст
- тренинг «Я учусь
-тренинг общения -
- тренинг лидерских
сотрудничать» -
программа «Я смогу…»
способностей - программа
сказкотерапия
«Я смогу…»
10
ТРЕНИНГ «Я УЧУСЬ СОТРУДНИЧАТЬ»
Цели и задачи:
- подготовка детей к самостоятельной жизни, правильной социализации – взращивать
терпимость и уважение к другим, помочь увидеть смысл и ценность жизни;
- создать в отряде дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и
открытого общения детей друг с другом и с воспитателями, облегчая тем самым процесс
совместного пребывания в лагере.
Тематика:
1. Общение. Умение вступать в контакт.
2. Умение ладить с другими. Сочувствие.
3. Умение слушать других.
4. Сотрудничество со сверстниками. Решение проблем и конфликтов
5. Расслабление.
ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ
Цель: формирование коммуникативной компетентности подростка.
Тематика:
1. «Как я вижу, чувствую и понимаю других»;
2. «Эффективное общение».
ТРЕНИНГ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Цель: развитие лидерских способностей
Тематика:
1. «Кто такой лидер?»
2. «Качества лидера».
3. ПРОГРАММА «Я смогу…»
Программа «Я смогу…» предназначена для работы с детьми младшего, среднего и
старшего школьного возраста в ЗОЛ «Веселый бор».
Основная идея программы: показать подростку формы и способы быть счастливым
человеком. Программа включает: интерактивные лекции, тренинговые занятия, акции,
творческие игры, в ходе которых участники смогут научиться видеть в окружающем мире
и жизненных событиях причины радости и счастья.
Цель: формирование позитивного мировосприятия, оптимистической жизненной
позиции и привычек счастливого человека.
11
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Я смогу…»
Мероприятие
Анализ
Цель
Категория
видеофильмов Развитие
«Полианна»
и
навыков Дети младшего и среднего
«Калоши смыслообразования
счастья»
и возраста (в отрядах)
нравственноэстетического
оценивания
Проективная игра «Рецепт Развитие
счастья»
способности Подгруппа
строить
продуктивное
взаимодействие
Акция«Дерево
Формирование
благодарности»
позитивного творчества
Акция
«Птица
навыков Подгруппа
счастья»
Акция «Кораблик желаний»
Дискуссия
«Волшебное Формирование
кольцо»
участия
в
опыта Подгруппа
дискуссии
и
работы в малых группах;
привитие
интереса
к
предмету дискуссии через
осуществление
поисковой
деятельности
Арт-занятие
«Площадь Развитие
рефлексии
звезд»
навыков самовыражения
Тренинг «Уроки счастья»
Формирование
и Отряд
навыков Отряд
самоконтроля
Консультации
Оказание
психологической По запросу
помощи и поддержки
ТРЕНИНГ «УРОКИ СЧАСТЬЯ»
Цель: формирование умений быть счастливым человеком
Тематика:
1. «Счастье без причины… Возможно ли это?»;
2. «Строим дом нашего счастья»;
3. «Счастливый план на жизнь».
12
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Кабинет психологического консультирования и эмоциональной разгрузки.
2. Методическая библиотека, включающая в себя литературу по:
- психологической типологии личности,
- возрастной психологии,
- основам конструктивного общения,
- особенностям работы психолога с детьми с трудностями в личностном развитии,
- особенностям работы психолога с семьёй,
- по психокоррекции и психопрофилактики формирования различных зависимостей
(алкогольной, табачной, наркотической),
- по тревожности и профилактики социальной дезадаптации,
- различный диагностический инструментарий с учётом возраста школьников, согласно
той или иной проблематике,
- практико-ориентированная методическая литература по коррекционно-развивающему
направлению деятельности психолога (тренинги, коррекционно-развивающие программы
ведущих отечественных и зарубежных авторов, таких как Н.В. Подхвалитин, И. Вачков,
К. Фопель, М. Битянова, Н. Клюева, А.В. Микляева, П.В. Румянцева, И.В. Дубровина,
Н.В. Самоукина, С.А. Шмаков, В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, О.В. Кардашева, В.М.
Минияров, А.А. Реан, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс и многие другие),
3. Материалы для проведения тренингов и упражнений:
- краски, карандаши, бумага различного формата,
- мягкие подушки для снятия немотивированной агрессии и релаксации,
- пластилин и др.
4.Документальные материалы психологического сопровождения:
- план работы педагога-психолога на смену;
-журнал учёта психологических консультаций;
- журнал учета групповых форм работы;
-Аналитический отчет по результатам работы за смену; -папка по результатам
психологических
диагностик,
с
психологическими
материалами,
которые
будут
интересны и полезны педагогам в работе с детьми;
-методические материалы с психолого-педагогическими занятиями и тренингами для
проведения просветительской деятельности с педагогическим коллективом
13
5. Медиатека (разнообразная музыка, голоса природы, звуки водопадов, моря, леса,
птиц, животных для прослушивания, использования для занятий в рамках арт-терапии,
музыкотерапии, релаксации).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
1.
Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч.трудов /
Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 2014. - 122 с.
2.
Зыкова Т.С. Специальный стандарт образования для детей с нарушением
слуха: размышляем, предлагаем, обсуждаем [Текст] / Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: метод. и практ. журн. – 2012. - №
3. - C. 3-9.
3.
Кравцова С.И. «Особенности взаимодействия с нестандартным ребёнком,
методическое пособие. ВДЦ «Орлёнок», 2012 г.
4.
Методическое
пособие
для
обучения
(инструктирования)
сотрудников
учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для
инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом
необходимой помощи / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др.;
Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2-х Ч. М., 2015. - 555 с.
5.
Саматова А. В. Дети с глубоким нарушением зрения. Изд. Феникс, серия:
Школа развития, 2012 г.
6.
Создай команду. Методическое пособие для педагогов /Авт-сост. Н. И.
Васильковская, А.А. Сайфина, Л. Р. Уварова, Ю. С. Шатрова. Серия «Школа вожатых
«Ориентир». ФБГОУ ВДЦ «Орлёнок»: учебно-методический центр, 2015 год. – 80 С.
7.
Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года.
8.
Титкова Т.В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере. –
Ростов н/Д., 2003. – 320с.
9.
Федосова О.Ю., Михайлова Е.А., Нестерова Т.В. Возможности использования
метода проекта в работе с дошкольниками с ОВЗ в условиях интеграции // Интеграция и
инклюзия в образовании: проблемы и опыт: материалы всерос.научно-практ.конф., посв.
25-летию факультета специального образования. – Самара: ПГСГА, 2013. – 450 с. – С.164172.
14
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
151325621799860972593249704829105498913750279384
Владелец
Суслова Анна Петровна
Действителен
С 26.03.2025 по 26.03.2026
15