Программа Юные футболисты

Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные
футболисты»
составлена в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012г., Концепцией
развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ
от 04.09.2014г. №1726 – р), Приказом Министерства образования науки России
от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», Уставом МАУ ДО ООЦ «Чайка».
Образовательная программа «Юные футболисты» имеет физкультурноспортивную направленность.
Уровень реализации программы «Базовый».
Футбол – игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее
влияние. В процессе тренировок и игр, занимающихся футболом,
совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное
физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты
характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива,
взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также
учитывать, что занятия футболом - благодатная почва для развития
двигательных качеств.
Актуальность образовательной программы состоит в том, что традиционная
система физического воспитания, на современном этапе, для обеспечения
необходимого уровня физического развития и подготовленности детей требует
увеличения их двигательной активности, усиления занятий по физической
культуре и расширения внеучебной физкультурно-оздоровительной и
спортивной работы.
Отличительная особенность образовательной программы заключается в том,
что основой подготовки занимающихся в секции является не только техникотактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка,
направленная на более высокий показатель физического развития детей.
Расширяется кругозор и интерес, занимающихся к данному виду спорта.
Возраст детей, занимающиеся 6,5 – 17 лет. Физические нагрузки
распределяются с учётом возрастных особенностей детей.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса
Изучение программного материала для каждой возрастной группы рассчитано
на одну оздоровительную смену.
Форма обучения: очная, групповая.
Форма и режим
занятий:
занятия
проводятся
на
стадионе.
Продолжительность занятий 1 академический час (перерыв10 минут).
Условия набора детей: для обучения принимаются дети, вне зависимости от
их способностей, уровня физического развития, не имеющих медицинских
1

противопоказаний.
Подведение итогов реализации программы: участие в товарищеских играх,
участие в матчевых встречах.
Возраст детей.
Программа «Юные футболисты» адресована на детей 6,5-17
лет. Срок освоения одна смена.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских
противопоказаний. Программа предполагает проведение групповых занятий.
Занятия проводятся в течение всей смены (продолжительность 1 часа – 40
минут).
Календарный учебный график
Начало смены
Начало занятий
Окончание
15
занятий
учебных
занятий

1 смена
01.06.2022
02.06.2022
18.06.2022

2 смена
24.06.2022
25.06.2022
12.07.2022

3 смена
17.07.2022
18.07.2022
03.08.2022

4 смена
09.08.2022
10.08.2022
26.08.2022

Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное,
соревновательное.
Формы подведения результатов: повседневное систематическое наблюдение;
спортивные конкурсы, праздники; участие в товарищеских встречах.
Цель и задачи программы

Цель программы: оздоровление, физическое и психическое развитие
занимающихся на основе их творческой активности; формирование
здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям
физической культурой и спортом.
Задачи:
Обучающие:
1. Формирование физических навыков и умений в выполнении
физических упражнений различной педагогической направленности и
психофизического содержания.
2. Формированием правильной осанки и культуры движений; начальных
умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими
упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах.
3. формирование представлений о виде спорта - футбол, его
возникновении, развитии и правил соревнований.
Развивающие:
1. развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным
2

2.
3.
1.
2.
3.

развитием быстроты, ловкости и координации движений.
Развитие волевых качеств -смелости, решительности, самообладании.
Развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности.
Воспитательные:
Воспитание у юных спортсменов чувство ответственности за свои
действия перед коллективом.
Воспитание взаимопомощи и трудолюбия.
Воспитание коммуникативных качеств.
Содержание программы
Учебно-тематический план

№
п.
п

Количество часов
Тем
ы

Теори
я

Практи
ка

Всег
о

1

-

1

Формы
аттестации
/ контроля
Беседа.
Наблюдение

-

1

1

3

Вводное занятие.
Физическая культура
и спорт в России.
Развитие
футбола в России.
Правила игры в
футбол, организация и
проведение
соревнований по
футболу.
Техника игры в футбол.

1

1

2

4

Тактика игры в футбол.

1

1

2

5

Совершенствование
техники игры в футбол.

-

5

5

Наблюдение

6

Совершенствование
тактики игры в футбол.

-

6

6

Наблюдение

1

2

матчевая встреча

Беседа.
Наблюдение
Беседа.
Наблюдение

3

7

Итоговое занятие

Итого:

-

1

1

3

12

15

товарищеская
встреча между
лагерями

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России.
Развитие футбола в России.
Теория:

Инструктаж по технике безопасности на занятиях по футболу.

понятие
физическая культура, как составная часть
социалистической культуры и как средство воспитания.

Значение физической культуры для подготовки Российских людей к
трудовой деятельности и защите Родины.

понятие – федерация футбола.

Лучшие Российские команды, тренеры и футболисты.

Международные соревнования с участием Российских команд.
Практика:

Беседа на тему «спорт, как система воспитания».

Беседа на тему: «Великие тренеры России».
2.
Правила игры в футбол. Организация и проведение соревнований по
футболу.
Практика:

Разбор и изучение правил игры в футбол.

Роль капитана команды, его права и обязанности.

Изучение положения о соревнованиях.

Обязанности судей.

Работа судей на поле, удаления, предупреждения игроков с поля.

просмотр повторов матчей.
3. Техника игры в футбол.
Теория:
 Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол.
 Прямой и резаный удар по мячу.
 понятие–точность удара и траектория полёта мяча после удара.
 Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки
футболистов.
 Показатель индивидуальной техники владения мячом.
Практика:
 Анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых
ситуациях.

Техника передвижения - бег: по прямой, изменяя скорость и
направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и направо.

Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с
4

места и с разбега.

Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней
стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному
мячу.

Остановка
мяча
подошвойивнутреннейсторонойкатящегосяиопускающего мяча- на месте, в
движении вперёд и назад, подготавливая мяч дляпоступающихдействий.

ведениемячавнешнейчастью,внутреннейчастьюподъёмаивнутреннейстор
онойстопы: правой,левойногойпоочерёдно.

обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедлениябега
или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение
внезапнаяотдачамячаназадоткатывая
егоподошвойпартнёру,
находящемусясзади.

отбормяча.Перехватмяча-быстрыйвыходнамячсцельюопределить
соперника,которомуадресованапередачамяча.

вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения
ногивместеи шага.

техникаигрывратаря.Основнаястойкавратаря.Передвижениевворотах без
мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двухногах.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на
высотегруди и животабез прыжка и впрыжке.

удары
помячу
ногой.
Удары
серединойи
внешнейчастьюподъёмапонеподвижномуикатящемусямячу.Ударыподъёмомпо
прыгающемуилетящему мячу. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему
различную
покрутизнетраекториюполётаиразличноенаправлениеполёта.Ударывединоборс
тве.Удары наточностьи дальность.

удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и
впрыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке
спассивными активнымсопротивлением.Удары наточность.

остановкамяча.Остановкаподошвой,внутреннейивнешнейстороной стопы
катящегося
и
опускающегося
мяча
с
поворотом
налево
и
направо.Остановкагрудью летящегомячасповоротомвсторону.

обманные движения (финты): при ведении показать остановку
мячаподошвойилиударпяткойназад-неожиданнымрывкомвперёдуйти смячом.

ведениемячасерединойподъёмаиноском,ведениемячавсемиизученнымисп
особами.

отбор
мяча.
Обучение
умениювыбрать
моментдля
отбора
мяча,выполняяложныедвиженияивызываясоперника,владеющегомячом,наопре
делённыедействия смячом.

вбрасываниемячаиззабоковойлиниисместаизположенияпараллельногорасположенияступнейног.Вб
расываниенаточностьидальность.

техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на
5

различнойвысотемячанавыходеизворотбезпадения,спадением,вброске.Ловляоп
ускающегося мяча. Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями,
пальцамирук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря.
Перевод мяча черезперекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой сбоковымзапахоми снизу.
4.
Тактика игры в футбол.
Теория:

понятиеотактикеитактическойкомбинации.
- Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников,
нападающих.

Понятие о тактике нападения.

понятиеотактикезащиты.

понятиеотактическойсистемеистилеигры.

знакомствостактическимирасстановкаминаполе1-4-3-3.

тактикаигрывнападение.

тактикаигрывзащите:организацияобороны,«персональнаяопека».
Практика:

упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение
заданийпозрительномусигналу.

тактика
нападения.
Индивидуальные
действия
без
мяча.
Правильноерасположениенафутбольномполе.

тактика
нападения.
Индивидуальные
действия
с
мячом.
Применениенеобходимогоспособаостановоквзависимостиотнаправления,траек
торииискорости мяча.

тактиканападения.Групповыедействия.Взаимодействиедвухиболее
игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги
партнёру,насвободноеместо, наудар.

тактиказащиты.Индивидуальныедействия.Правильновыбиратьпозициюп
оотношениюопекаемогоигрокаипротиводействиеполучениюиммяча.

тактиказащиты.Групповыедействия.Противодействиекомбинации
«стенка».

тактиказащитывратаря.Уметьвыбиратьправильнуюпозициювворотах при
различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар
отсвоихворот,ввестимячвигру( послеловли).

учебныеигры.

упражнение
для
развития
умения«видеть
поле»игра
в
пятнашкипараминаограниченной площади

тактиканападения:индивидуальныедействияуметьоцениватьцелесообразностьтойилиинойпозиции,своевременнозаниматьна
иболеевыгодныепозициидляполучения мяча.

тактика нападения: групповые действия - уметь взаимодействовать
спартнёрамиприравномсоотношенииичисленномпревосходствесоперника,испо
льзуякороткиеи средниепередачи.

выполнятькомбинациивпарах:«стенка»,«скрещивание».

выполнитькомбинации «пропуск мяча».
6


тактиканападения:командныедействияуметьвыполнятьобязанностиватакенасвоёмигровомместе,играяпоизбраннойтак
тическойсистемевсоставекоманды.

тактика защиты: индивидуальные действия – осуществлять

«закрытие»и препятствоватьсоперникувполучении мяча.

уметьпротиводействоватьпередаче,ведениюиударамповоротам.

тактика защиты: групповые действия – уметь взаимодействовать
вобороне при равном соотношении и численном превосходстве соперника,
выбираяправильнуюпозициюистраховкупартнёров.

тактиказащиты:командныедействия–
организацияобороныпопринципуперсональной и комбинированнойзащите.

тактика вратаря - играть на выходах из ворот при ловлекатящихся
поземлеи летящихнаразной высоте мячей.
5. Совершенствование техникиигрывфутбол.
Теория:

классификацияитерминологиятехническихприёмовигрывфутбол.

прямойирезаный ударпомячу.

понятие–точностьудараитраекторияполётамячапослеудара.

взаимосвязьтехнической,тактическойифизическойподготовкифутболисто
в.

показательиндивидуальнойтехникивладениямячом.

анализкинограммвыполнениетехническихприёмоввисполнениилучшихф
утболистов России.
Практика:

анализвыполнениятехническихприёмовиихприменениевигровыхситуаци
ях.
техникапередвижениябег:попрямой,изменяяскоростьинаправление;приставнымшагом;поворотыво
времябеганалевоинаправо.

ударыпомячуголовой.Ударысерединойлбабезпрыжкаивпрыжке,сместа и
сразбега.

ударыпомячуногой.Ударыправойилевойногой:внутреннейсторонойстопы
,внутреннейивнешнейчастьюподъёмапонеподвижномумячу.

остановкамячаподошвойивнутреннейсторонойкатящегосяиопускающего
мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч
дляпоступающихдействий.

ведениемячавнешнейчастью,внутреннейчастьюподъёмаивнутреннейстор
онойстопы: правой,левойногойпоочерёдно.

обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедлениябега
или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение
внезапнаяотдачамячаназадоткатывая
егоподошвойпартнёру,
находящемусясзади.

отбормяча.Перехватмяча-быстрыйвыходнамячсцельюопределить
соперника,которомуадресованапередачамяча.
7

вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из
положения ногивместеи шага.

техникаигрывратаря.Основнаястойкавратаря.Передвижение
вворотах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на
двухногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на
высотегруди и животабез прыжка и впрыжке.

удары
помячу
ногой.
Удары
серединойи
внешнейчастьюподъёмапонеподвижномуикатящемусямячу.Ударыподъёмомпо
прыгающемуилетящему мячу. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему
различную
покрутизнетраекториюполётаиразличноенаправлениеполёта.Ударывединоборс
тве.Удары наточностьи дальность.

удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без
прыжка и впрыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба
в прыжке спассивными активнымсопротивлением.Удары наточность.

остановкамяча.Остановкаподошвой,внутреннейивнешнейст
ороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и
направо.Остановкагрудью летящегомячасповоротомвсторону.

обманные движения (финты): при ведении показать
остановку
мячаподошвойилиударпяткойназаднеожиданнымрывкомвперёдуйти смячом.

ведениемячасерединойподъёмаиноском,ведениемячавсемии
зученнымиспособами.

отбор мяча. Обучение умениювыбрать моментдля отбора
мяча,выполняяложныедвиженияивызываясоперника,владеющегомячом,наопре
делённыедействия смячом.

вбрасываниемячаиззабоковойлиниисместаизположенияпараллельногорасположенияступнейног.Вб
расываниенаточностьидальность.

техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на
различнойвысотемячанавыходеизворотбезпадения,спадением,вброске.Ловляоп
ускающегося мяча. Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями,
пальцамирук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря.
Перевод мяча черезперекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой сбоковымзапахоми снизу.
6.
Совершенствование тактикиигрывфутбол.
Теория:
понятиеотактикеитактическойкомбинации.
 характеристика игровых
действий: вратаря,
защитников,полузащитников,нападающих.

понятиеотактикенападения.

понятиеотактикезащиты.

понятиеотактическойсистемеистилеигры.

знакомствостактическимирасстановкаминаполе1-4-3-3.

просмотрматчейиобсуждениетактическихприёмов.


8

тактикаигрывнападение.
тактикаигрывзащите:организацияобороны,«персональнаяопека».
Практика:

упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение
заданийпозрительномусигналу.

тактика
нападения.
Индивидуальные
действия
без
мяча.
Правильноерасположениенафутбольномполе.

тактика
нападения.
Индивидуальные
действия
с
мячом.
Применениенеобходимогоспособаостановоквзависимостиотнаправления,траек
торииискорости мяча.

тактиканападения.Групповыедействия.Взаимодействиедвухиболее
игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги
партнёру,насвободноеместо, наудар.

тактиказащиты.Индивидуальныедействия.Правильновыбиратьпозициюп
оотношениюопекаемогоигрокаипротиводействиеполучениюиммяча.

тактиказащиты.Групповыедействия.Противодействиекомбинации
«стенка».

тактиказащитывратаря.Уметьвыбиратьправильнуюпозициювворотах при
различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар
отсвоихворот,ввестимячвигру( послеловли).

учебныеигры.

упражнение
для
развития
умения«видеть
поле»игра
в
пятнашкипараминаограниченной площади

тактиканападения:индивидуальныедействияуметьоцениватьцелесообразностьтойилиинойпозиции,своевременнозаниматьна
иболеевыгодныепозициидляполучения мяча.

тактика нападения: групповые действия - уметь взаимодействовать
спартнёрамиприравномсоотношенииичисленномпревосходствесоперника,испо
льзуякороткиеи средниепередачи.

выполнятькомбинациивпарах:«стенка»,«скрещивание».

выполнитькомбинации «пропуск мяча».

тактиканападения:командныедействияуметьвыполнятьобязанностиватакенасвоёмигровомместе,играяпоизбраннойтак
тическойсистемевсоставекоманды.

тактика защиты: индивидуальные действия – осуществлять
«закрытие»и препятствоватьсоперникувполучении мяча.

уметьпротиводействоватьпередаче,ведениюиударамповоротам.

тактика защиты: групповые действия – уметь взаимодействовать
вобороне при равном соотношении и численном превосходстве соперника,
выбираяправильнуюпозициюистраховкупартнёров.



9

Планируемые результаты
программы:


























Обучающиесябудутзнать:
обособенностяхзарождения,историифутбола;
офизическихкачествахиправилахихтестирования;
основыличнойгигиены,причинытравматизмапризанятияхфутболомипра
вилаегопредупреждения;
основысудействаигрыфутбол.
Будутуметь:
выполнятьпофизическойподготовкевсоответствиисвозрастом;
владетьтактико-техническимиприемамифутбола;
уметьорганизоватьсамостоятельныезанятияфутболом,атакже,сгруппойт
оварищей;
организовыватьипроводитьсоревнованияпофутболувклассе,водворе,воз
доровительномлагереи другое.
Приуспешномосвоениипрограммынаданномэтапеобученияожидаютсясле
дующиерезультаты:
Личностныерезультаты:
активновключатсявобщениеивзаимодействиесосверстникаминапринци
пахуваженияидоброжелательности, взаимопомощии сопереживания;
проявлятьположительныекачестваличностииуправлятьсвоимиэмоциям
ивнестандартных ситуациях;
проявлятьтрудолюбиеиупорство;
оказыватьпомощьсвоимсверстникам.
Метапредметныерезультаты:
находитьошибкипривыполненииучебныхзанятий;
овладение способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи
учебнойдеятельности,поискасредств ееосуществления;
формированиеуменияпониматьпричиныуспеха/неуспехаучебнойдеятел
ьностииспособности конструктивнодействовать
дажевситуацияхнеуспеха;
планироватьсобственную деятельность,распределятьнагрузкуиотдых;
анализироватьиоцениватьрезультатысобственнотруда.
Предметныерезультаты:
овладениеумениямиорганизоватьздоровьесберегающуюжизнедеятельн
ость(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия,
подвижные игры ит.д.);
взаимодействиесосверстникамипоправиламфутбола;
бережнообращатьсясинвентарем;
вдоступнойформеобъяснятьправила(технику)выполнениядвигательных
действий,анализироватьи находить ошибки, исправлять их.
10

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: футбольное поле, стойки для
обводки мячей, скакалки спортивные, мячи набивные медболы, мячи
футбольные, мячи волейбольные и баскетбольные, гири, гантели.
Список литературы
1. Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение.

2016.-144с.,ил.
2. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров
ДЮСШ.М., 2018
3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И, Психология физического воспитания и
спорта.-М.:АСАDЕМIА,2020.
4. Дополнительное образование детей:
Учеб.пособиедлястуд.высш.учеб.заведений/Подред.О.Е.Лебедева.М.:Гуманит.-изд.центрВЛАДОС,2090.
5. Комплекснаяпрограммафизическоговоспитанияучащихся1-11хклассовобщеобразовательнойшколы, 2016.
6. КоротковИ.М.Подвижныеигры.-М.:Физкультураиспорт,2018.
7. КраевскийВ.В.Методологияпедагогическогоисследования:Учеб.посо
биедлякурсовповышенияквалификациинауч.-пед.кадров.Самара:СамГПИ,2018.
8. СучилинаА.А.Юныйфутболист.Учебноепособиедлятренеров. -М.:2017.
9. ЦиринБ.Я.,ЛукашинЮ.С.Футбол.М.,2018.
10. ЧанадиА.Футбол.Техника.М.,2017.
11. Чанади А.Футбол.Стратегия.М.,2016.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти