Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные футболисты» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012г., Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726 – р), Приказом Министерства образования науки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом МАУ ДО ООЦ «Чайка». Образовательная программа «Юные футболисты» имеет физкультурноспортивную направленность. Уровень реализации программы «Базовый». Футбол – игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр, занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом - благодатная почва для развития двигательных качеств. Актуальность образовательной программы состоит в том, что традиционная система физического воспитания, на современном этапе, для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности детей требует увеличения их двигательной активности, усиления занятий по физической культуре и расширения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Отличительная особенность образовательной программы заключается в том, что основой подготовки занимающихся в секции является не только техникотактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития детей. Расширяется кругозор и интерес, занимающихся к данному виду спорта. Возраст детей, занимающиеся 6,5 – 17 лет. Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностей детей. Срок реализации, продолжительность образовательного процесса Изучение программного материала для каждой возрастной группы рассчитано на одну оздоровительную смену. Форма обучения: очная, групповая. Форма и режим занятий: занятия проводятся на стадионе. Продолжительность занятий 1 академический час (перерыв10 минут). Условия набора детей: для обучения принимаются дети, вне зависимости от их способностей, уровня физического развития, не имеющих медицинских 1 противопоказаний. Подведение итогов реализации программы: участие в товарищеских играх, участие в матчевых встречах. Возраст детей. Программа «Юные футболисты» адресована на детей 6,5-17 лет. Срок освоения одна смена. В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа предполагает проведение групповых занятий. Занятия проводятся в течение всей смены (продолжительность 1 часа – 40 минут). Календарный учебный график Начало смены Начало занятий Окончание 15 занятий учебных занятий 1 смена 01.06.2022 02.06.2022 18.06.2022 2 смена 24.06.2022 25.06.2022 12.07.2022 3 смена 17.07.2022 18.07.2022 03.08.2022 4 смена 09.08.2022 10.08.2022 26.08.2022 Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное. Формы подведения результатов: повседневное систематическое наблюдение; спортивные конкурсы, праздники; участие в товарищеских встречах. Цель и задачи программы Цель программы: оздоровление, физическое и психическое развитие занимающихся на основе их творческой активности; формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Задачи: Обучающие: 1. Формирование физических навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности и психофизического содержания. 2. Формированием правильной осанки и культуры движений; начальных умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах. 3. формирование представлений о виде спорта - футбол, его возникновении, развитии и правил соревнований. Развивающие: 1. развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным 2 2. 3. 1. 2. 3. развитием быстроты, ловкости и координации движений. Развитие волевых качеств -смелости, решительности, самообладании. Развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности. Воспитательные: Воспитание у юных спортсменов чувство ответственности за свои действия перед коллективом. Воспитание взаимопомощи и трудолюбия. Воспитание коммуникативных качеств. Содержание программы Учебно-тематический план № п. п Количество часов Тем ы Теори я Практи ка Всег о 1 - 1 Формы аттестации / контроля Беседа. Наблюдение - 1 1 3 Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России. Правила игры в футбол, организация и проведение соревнований по футболу. Техника игры в футбол. 1 1 2 4 Тактика игры в футбол. 1 1 2 5 Совершенствование техники игры в футбол. - 5 5 Наблюдение 6 Совершенствование тактики игры в футбол. - 6 6 Наблюдение 1 2 матчевая встреча Беседа. Наблюдение Беседа. Наблюдение 3 7 Итоговое занятие Итого: - 1 1 3 12 15 товарищеская встреча между лагерями Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России. Теория: Инструктаж по технике безопасности на занятиях по футболу. понятие физическая культура, как составная часть социалистической культуры и как средство воспитания. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой деятельности и защите Родины. понятие – федерация футбола. Лучшие Российские команды, тренеры и футболисты. Международные соревнования с участием Российских команд. Практика: Беседа на тему «спорт, как система воспитания». Беседа на тему: «Великие тренеры России». 2. Правила игры в футбол. Организация и проведение соревнований по футболу. Практика: Разбор и изучение правил игры в футбол. Роль капитана команды, его права и обязанности. Изучение положения о соревнованиях. Обязанности судей. Работа судей на поле, удаления, предупреждения игроков с поля. просмотр повторов матчей. 3. Техника игры в футбол. Теория: Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. понятие–точность удара и траектория полёта мяча после удара. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Показатель индивидуальной техники владения мячом. Практика: Анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых ситуациях. Техника передвижения - бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и направо. Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с 4 места и с разбега. Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному мячу. Остановка мяча подошвойивнутреннейсторонойкатящегосяиопускающего мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч дляпоступающихдействий. ведениемячавнешнейчастью,внутреннейчастьюподъёмаивнутреннейстор онойстопы: правой,левойногойпоочерёдно. обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедлениябега или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапнаяотдачамячаназадоткатывая егоподошвойпартнёру, находящемусясзади. отбормяча.Перехватмяча-быстрыйвыходнамячсцельюопределить соперника,которомуадресованапередачамяча. вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ногивместеи шага. техникаигрывратаря.Основнаястойкавратаря.Передвижениевворотах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двухногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высотегруди и животабез прыжка и впрыжке. удары помячу ногой. Удары серединойи внешнейчастьюподъёмапонеподвижномуикатящемусямячу.Ударыподъёмомпо прыгающемуилетящему мячу. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную покрутизнетраекториюполётаиразличноенаправлениеполёта.Ударывединоборс тве.Удары наточностьи дальность. удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и впрыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке спассивными активнымсопротивлением.Удары наточность. остановкамяча.Остановкаподошвой,внутреннейивнешнейстороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и направо.Остановкагрудью летящегомячасповоротомвсторону. обманные движения (финты): при ведении показать остановку мячаподошвойилиударпяткойназад-неожиданнымрывкомвперёдуйти смячом. ведениемячасерединойподъёмаиноском,ведениемячавсемиизученнымисп особами. отбор мяча. Обучение умениювыбрать моментдля отбора мяча,выполняяложныедвиженияивызываясоперника,владеющегомячом,наопре делённыедействия смячом. вбрасываниемячаиззабоковойлиниисместаизположенияпараллельногорасположенияступнейног.Вб расываниенаточностьидальность. техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на 5 различнойвысотемячанавыходеизворотбезпадения,спадением,вброске.Ловляоп ускающегося мяча. Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцамирук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча черезперекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой сбоковымзапахоми снизу. 4. Тактика игры в футбол. Теория: понятиеотактикеитактическойкомбинации. - Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников, нападающих. Понятие о тактике нападения. понятиеотактикезащиты. понятиеотактическойсистемеистилеигры. знакомствостактическимирасстановкаминаполе1-4-3-3. тактикаигрывнападение. тактикаигрывзащите:организацияобороны,«персональнаяопека». Практика: упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданийпозрительномусигналу. тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильноерасположениенафутбольномполе. тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применениенеобходимогоспособаостановоквзависимостиотнаправления,траек торииискорости мяча. тактиканападения.Групповыедействия.Взаимодействиедвухиболее игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру,насвободноеместо, наудар. тактиказащиты.Индивидуальныедействия.Правильновыбиратьпозициюп оотношениюопекаемогоигрокаипротиводействиеполучениюиммяча. тактиказащиты.Групповыедействия.Противодействиекомбинации «стенка». тактиказащитывратаря.Уметьвыбиратьправильнуюпозициювворотах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар отсвоихворот,ввестимячвигру( послеловли). учебныеигры. упражнение для развития умения«видеть поле»игра в пятнашкипараминаограниченной площади тактиканападения:индивидуальныедействияуметьоцениватьцелесообразностьтойилиинойпозиции,своевременнозаниматьна иболеевыгодныепозициидляполучения мяча. тактика нападения: групповые действия - уметь взаимодействовать спартнёрамиприравномсоотношенииичисленномпревосходствесоперника,испо льзуякороткиеи средниепередачи. выполнятькомбинациивпарах:«стенка»,«скрещивание». выполнитькомбинации «пропуск мяча». 6 тактиканападения:командныедействияуметьвыполнятьобязанностиватакенасвоёмигровомместе,играяпоизбраннойтак тическойсистемевсоставекоманды. тактика защиты: индивидуальные действия – осуществлять «закрытие»и препятствоватьсоперникувполучении мяча. уметьпротиводействоватьпередаче,ведениюиударамповоротам. тактика защиты: групповые действия – уметь взаимодействовать вобороне при равном соотношении и численном превосходстве соперника, выбираяправильнуюпозициюистраховкупартнёров. тактиказащиты:командныедействия– организацияобороныпопринципуперсональной и комбинированнойзащите. тактика вратаря - играть на выходах из ворот при ловлекатящихся поземлеи летящихнаразной высоте мячей. 5. Совершенствование техникиигрывфутбол. Теория: классификацияитерминологиятехническихприёмовигрывфутбол. прямойирезаный ударпомячу. понятие–точностьудараитраекторияполётамячапослеудара. взаимосвязьтехнической,тактическойифизическойподготовкифутболисто в. показательиндивидуальнойтехникивладениямячом. анализкинограммвыполнениетехническихприёмоввисполнениилучшихф утболистов России. Практика: анализвыполнениятехническихприёмовиихприменениевигровыхситуаци ях. техникапередвижениябег:попрямой,изменяяскоростьинаправление;приставнымшагом;поворотыво времябеганалевоинаправо. ударыпомячуголовой.Ударысерединойлбабезпрыжкаивпрыжке,сместа и сразбега. ударыпомячуногой.Ударыправойилевойногой:внутреннейсторонойстопы ,внутреннейивнешнейчастьюподъёмапонеподвижномумячу. остановкамячаподошвойивнутреннейсторонойкатящегосяиопускающего мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч дляпоступающихдействий. ведениемячавнешнейчастью,внутреннейчастьюподъёмаивнутреннейстор онойстопы: правой,левойногойпоочерёдно. обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедлениябега или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапнаяотдачамячаназадоткатывая егоподошвойпартнёру, находящемусясзади. отбормяча.Перехватмяча-быстрыйвыходнамячсцельюопределить соперника,которомуадресованапередачамяча. 7 вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ногивместеи шага. техникаигрывратаря.Основнаястойкавратаря.Передвижение вворотах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двухногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высотегруди и животабез прыжка и впрыжке. удары помячу ногой. Удары серединойи внешнейчастьюподъёмапонеподвижномуикатящемусямячу.Ударыподъёмомпо прыгающемуилетящему мячу. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную покрутизнетраекториюполётаиразличноенаправлениеполёта.Ударывединоборс тве.Удары наточностьи дальность. удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и впрыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке спассивными активнымсопротивлением.Удары наточность. остановкамяча.Остановкаподошвой,внутреннейивнешнейст ороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и направо.Остановкагрудью летящегомячасповоротомвсторону. обманные движения (финты): при ведении показать остановку мячаподошвойилиударпяткойназаднеожиданнымрывкомвперёдуйти смячом. ведениемячасерединойподъёмаиноском,ведениемячавсемии зученнымиспособами. отбор мяча. Обучение умениювыбрать моментдля отбора мяча,выполняяложныедвиженияивызываясоперника,владеющегомячом,наопре делённыедействия смячом. вбрасываниемячаиззабоковойлиниисместаизположенияпараллельногорасположенияступнейног.Вб расываниенаточностьидальность. техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различнойвысотемячанавыходеизворотбезпадения,спадением,вброске.Ловляоп ускающегося мяча. Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцамирук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча черезперекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой сбоковымзапахоми снизу. 6. Совершенствование тактикиигрывфутбол. Теория: понятиеотактикеитактическойкомбинации. характеристика игровых действий: вратаря, защитников,полузащитников,нападающих. понятиеотактикенападения. понятиеотактикезащиты. понятиеотактическойсистемеистилеигры. знакомствостактическимирасстановкаминаполе1-4-3-3. просмотрматчейиобсуждениетактическихприёмов. 8 тактикаигрывнападение. тактикаигрывзащите:организацияобороны,«персональнаяопека». Практика: упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданийпозрительномусигналу. тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильноерасположениенафутбольномполе. тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применениенеобходимогоспособаостановоквзависимостиотнаправления,траек торииискорости мяча. тактиканападения.Групповыедействия.Взаимодействиедвухиболее игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру,насвободноеместо, наудар. тактиказащиты.Индивидуальныедействия.Правильновыбиратьпозициюп оотношениюопекаемогоигрокаипротиводействиеполучениюиммяча. тактиказащиты.Групповыедействия.Противодействиекомбинации «стенка». тактиказащитывратаря.Уметьвыбиратьправильнуюпозициювворотах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар отсвоихворот,ввестимячвигру( послеловли). учебныеигры. упражнение для развития умения«видеть поле»игра в пятнашкипараминаограниченной площади тактиканападения:индивидуальныедействияуметьоцениватьцелесообразностьтойилиинойпозиции,своевременнозаниматьна иболеевыгодныепозициидляполучения мяча. тактика нападения: групповые действия - уметь взаимодействовать спартнёрамиприравномсоотношенииичисленномпревосходствесоперника,испо льзуякороткиеи средниепередачи. выполнятькомбинациивпарах:«стенка»,«скрещивание». выполнитькомбинации «пропуск мяча». тактиканападения:командныедействияуметьвыполнятьобязанностиватакенасвоёмигровомместе,играяпоизбраннойтак тическойсистемевсоставекоманды. тактика защиты: индивидуальные действия – осуществлять «закрытие»и препятствоватьсоперникувполучении мяча. уметьпротиводействоватьпередаче,ведениюиударамповоротам. тактика защиты: групповые действия – уметь взаимодействовать вобороне при равном соотношении и численном превосходстве соперника, выбираяправильнуюпозициюистраховкупартнёров. 9 Планируемые результаты программы: Обучающиесябудутзнать: обособенностяхзарождения,историифутбола; офизическихкачествахиправилахихтестирования; основыличнойгигиены,причинытравматизмапризанятияхфутболомипра вилаегопредупреждения; основысудействаигрыфутбол. Будутуметь: выполнятьпофизическойподготовкевсоответствиисвозрастом; владетьтактико-техническимиприемамифутбола; уметьорганизоватьсамостоятельныезанятияфутболом,атакже,сгруппойт оварищей; организовыватьипроводитьсоревнованияпофутболувклассе,водворе,воз доровительномлагереи другое. Приуспешномосвоениипрограммынаданномэтапеобученияожидаютсясле дующиерезультаты: Личностныерезультаты: активновключатсявобщениеивзаимодействиесосверстникаминапринци пахуваженияидоброжелательности, взаимопомощии сопереживания; проявлятьположительныекачестваличностииуправлятьсвоимиэмоциям ивнестандартных ситуациях; проявлятьтрудолюбиеиупорство; оказыватьпомощьсвоимсверстникам. Метапредметныерезультаты: находитьошибкипривыполненииучебныхзанятий; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности,поискасредств ееосуществления; формированиеуменияпониматьпричиныуспеха/неуспехаучебнойдеятел ьностииспособности конструктивнодействовать дажевситуацияхнеуспеха; планироватьсобственную деятельность,распределятьнагрузкуиотдых; анализироватьиоцениватьрезультатысобственнотруда. Предметныерезультаты: овладениеумениямиорганизоватьздоровьесберегающуюжизнедеятельн ость(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры ит.д.); взаимодействиесосверстникамипоправиламфутбола; бережнообращатьсясинвентарем; вдоступнойформеобъяснятьправила(технику)выполнениядвигательных действий,анализироватьи находить ошибки, исправлять их. 10 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: футбольное поле, стойки для обводки мячей, скакалки спортивные, мячи набивные медболы, мячи футбольные, мячи волейбольные и баскетбольные, гири, гантели. Список литературы 1. Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение. 2016.-144с.,ил. 2. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ.М., 2018 3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И, Психология физического воспитания и спорта.-М.:АСАDЕМIА,2020. 4. Дополнительное образование детей: Учеб.пособиедлястуд.высш.учеб.заведений/Подред.О.Е.Лебедева.М.:Гуманит.-изд.центрВЛАДОС,2090. 5. Комплекснаяпрограммафизическоговоспитанияучащихся1-11хклассовобщеобразовательнойшколы, 2016. 6. КоротковИ.М.Подвижныеигры.-М.:Физкультураиспорт,2018. 7. КраевскийВ.В.Методологияпедагогическогоисследования:Учеб.посо биедлякурсовповышенияквалификациинауч.-пед.кадров.Самара:СамГПИ,2018. 8. СучилинаА.А.Юныйфутболист.Учебноепособиедлятренеров. -М.:2017. 9. ЦиринБ.Я.,ЛукашинЮ.С.Футбол.М.,2018. 10. ЧанадиА.Футбол.Техника.М.,2017. 11. Чанади А.Футбол.Стратегия.М.,2016. 11