Программа ЗОЛ _Веселый бор_ 2023

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ДО ООЦ «Чайка»
_______________ А.П.Суслова
«_____» ______________2023г.

1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЧАЙКА»
ЗАГОРОДНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «ВЕСЁЛЫЙ БОР»

Программа организации отдыха детей и их оздоровления
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ…»
социально-гуманитарной направленности
Программа рекомендуется для детей и подростков
в возрасте от 6,5 до 17 лет.
Сроки реализации программы: 02.06.2023 г. – 25.08.2023 г.

Автор - составитель программы:
Директор МАУ ДО ООЦ «Чайка»
А.П. Суслова
Начальник ЗОЛ «Веселый бор»
С.В. Калашникова

г. Серов
2023 г.
2

СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта ………………………………………………..……..

4

Введение………………………………….…………………………………….

11

1.

Целевой блок………………………………….………………………………..

14

2.

Механизм реализации программы ……………………………….……..……

17

2.1.

Содержание смен…………………………………………………….……..…

12

2.2.

Этапы реализации…………………………………………………….……..…

19

2.3.

Система соуправления………………………………………….……….…….

21

2.3.

Система мотивации……………………………………………….……….….

22

3.

Условия реализации программы. ………………………………….………...

24

4.

Система контроля и оценивания результатов…….……………….…….…..

27

Список литературы и интернет источники ……….….…………….……….

30

Приложение № 1- Нормативные документы………………………………..

1

Приложение № 2- Режим дня ………………………………………………..

3

Приложение № 3- Мониторинг ………………………………………………

4

Приложение № 4- Символика лагеря………………………………………..

6

Приложение № 5- План-сетки (пяти смен)……………………….…………

8

3

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.

9.
10.

Наименование субъекта
Свердловская область,
(региона) Российской
Серовский городской округ
Федерации
Полное наименование
Муниципальное
автономное
учреждение
организации,
дополнительного
образования
оздоровительноведомственная
образовательный центр «Чайка»
принадлежность, форма
собственности
ФИО автора,
Суслова Анна Петровна, директор
(коллектива) с указанием
МАУ ДО ООЦ «Чайка»;
занимаемой должности
Калашникова Светлана Валерьевна, начальник ЗОЛ
«Весёлый бор»
Контактный телефон,
КалашниковаС.В.,
электронный адрес
начальник ЗОЛ «Веселый бор»
автора(ов)
89527379343, ksv0912@mail.ru
Полное название
Программа организации отдыха детей и их
программы
оздоровления
(методических
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ…»
материалов)
Целевая группа (возраст
Дети и подростки от 6,5 до 17 лет
детей и специфика
программы (конкурсных
материалов)
Сроки реализации
02.06.2023 г. – 25.08.2023 г.
программы
Сайт организации,
Сайт - https://chaika-srv.profiedu.ru/?section_id=20
реализующей
ВК - https://vk.com/veseliybor
программу, ссылки на
группы в социальных
сетях
Выбранная номинация
8.6.
Программы
детских
лагерей
различной
тематической направленности
Краткая аннотация
В 2023 году летняя оздоровительная кампания в ЗОЛ
содержания программы
«Весёлый бор» пройдет под девизом «Новое поколение
(не более 500 символов) выбирает…» и будет направлена на формирование
престижа профессии педагога
и ознакомление с
моделями наставничества. Загордный оздоровительный
лагерь «Весёлый бор» станет школой Открытия.
Школой, где есть свои выпускники, свои правила,
оценки и занятия. Школой, где каждый день дети и
подростки, вожатые и воспитатели, администрация
лагеря будут делать открытия в разных видах
деятельности, учиться и учить других, выступая в роли
4

наставников. Каждая смена в лагере имеет свою
тематику, и ребята, заезжающие на смену, становятся
учениками – открывателями новых умений, знаний.
Содержание программы непосредственно связано с
официально объявленным в России Годом педагога и
наставника. Современные дети, поколений Z и
«Альфа», сильно отличаются от тех, кто сидел за
партой всего двадцать лет назад, поэтому в работе с
ними необходимо опираться на принципиально иной
подход. Обстоятельства формирования личности детей
нового поколения во многом определяют особенности
педагогической работы, в том числе выбор наиболее
эффективных форм и методов обучения и воспитания.

11.

Актуальность и новизна

12.

Цель и задачи
программы

Целью программы является – формирование
гармоничной личности детей и подростков путем
активного включения в тематическую коллективнотворческую и общественно-полезную деятельность в
течение летнего сезона в условиях загородного
оздоровительного лагеря.
Задачи:
1)
развитие у детей и подростков навыков
социализации, выстраивания взаимодействия внутри
коллектива и с окружающими людьми посредством
познавательной, игровой и коллективной творческой
деятельности;
2)
формирование и развитие у детей и
подростков чувств гражданственности, гордости и
верности своему Отечеству, к своей малой Родине,
истории, культуре, традициям страны;
3)
расширение
знаний
о
профессиональной
ориентации, о значимости профессий педагога,
формирование культуры труда;
4) формирование позитивного отношения к ценности
здоровья, развитие массовой физической культуры и
спорта;
5)
популяризировать
Движение
Первых
в
подростковой среде и способствовать увеличению
количества подростков, вовлечённых в деятельность
Движения.

13.

Предполагаемые
результаты реализации
программы

Предполагаемые результаты программы
- активное включение в реализацию программы ЗОЛ
«Весёлый бор» и знакомство с профессией педагога и
навыкам наставничества;
5

- получены знания о правах, трудовом кодексе,
коллективном договоре, уставе, принципах профсоюза;
 формирование интереса к изучению истории России;
чувства патриотизма и гордости за свою страну на
примере героических поступков людей в военное время,
любви к Родине,
 привитие нравственных ценностей: Родина, семья,
команда, природа, познание, спорт и здоровье,
искусство и творчество;
 проявление ребёнком интереса к различным видам
деятельности (творческой, игровой, физкультурнооздоровительной, познавательной);
 проявление
ребёнком
базовых
умений
самостоятельной
жизнедеятельности,
самообслуживание;
- знакомство с деятельностью детского российского
движения «Движение первых»;
- привлечение детей и подростков к систематическим
занятиям спортом путем проведения спортивномассовых мероприятий, направленных на пропаганду
ЗОЖ;
- развитие гибких навыков: работа в команде,
организация
социально
полезной
деятельности,
лидерские качества, чувство ответственности.
- желание подростков вступить в Движение первых.
14.

Основные этапы
реализации программы
(кратко)

Подготовительный этап: этап характеризуется тем,
что до открытия летнего оздоровительного лагеря
начинается
подготовка
к
летнему
сезону.
Деятельностью этого этапа является:
 участие в совещаниях, посвященных подготовке к
проведению летней оздоровительной кампании;
 знакомство с правовыми документами и нормативной
базой, обеспечивающей качественный отдых детей в
текущем году;
 проведение совещаний при директоре по подготовке
лагеря к летнему сезону;
 разработка программы деятельности загородного
оздоровительного лагеря;
 отбор
кадров
для
работы
в
загородном
оздоровительном лагере, конкурсный отбор и обучение
педагогического персонала;
 составление
необходимой
документации
для
деятельности
лагеря
(план-сетка,
положение,
должностные обязанности, инструкции т.д.);
6

 создание

рабочей
группы
по
подготовке
методического материала для работников лагеря;
 организация помещений лагеря согласно СанПину;
 обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
 разработка программно-методического обеспечения,
подготовка
правовых
документов,
заключение
договоров;
 подготовка материально-технической базы;
 предпрограммная диагностика интересов и ожиданий
детей и подростков, их родителей, а также педагогов.
Организационный: основной деятельностью этого
этапа является:
 встреча
детей, проведение диагностики
по
выявлению лидерских, организаторских и творческих
способностей, формирование отрядов;
 знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
 разработка и оформление документации лагеря;
 запуск игровой модели;
 знакомство с легендой смены, определение целей для
достижения конечного результата смены;
 утверждение
системы
управление
отрядом,
иерархической структуры.
Основной: основной деятельностью этого этапа
является:
 реализация основной идеи смены;
 вовлечение детей и подростков в различные виды
коллективных творческих дел;
 работа творческих кружков:
 реализация основной идеи каждой смены в рамках
программы
 методическая работа с воспитателями, вожатыми,

15.

Ключевые мероприятия
(перечень)

Заключительный: основной идеей этого этапа
является:
 подведение итогов;
 анализ
предложений
детьми,
родителями,
педагогами, внесенными по деятельности летнего
оздоровительного лагеря в будущем;
 сбор отчетного материала, анализ реализации
программы и выработка рекомендаций.
Основные мероприятия смены 1 смены:
• квест - игра "Что такое профсоюз",
7

• Профсоюзная
праздник.

спортивная

феерия.

Городской

Основные мероприятия смены 2 смены:
• он-лайн концерт для ветеранов всех войн,
Основные мероприятия смены 3 смены:
• конкурс «Живая открытка»,
• межлагерное мероприятие «День национальной
кухни».
Основные мероприятия смены 4 смены:
 массовые лично-командные соревнования,
 Спортивная Солнечная феерия,

16.

Основные мероприятия смены 5 смены:
 Работа на смене будет проводиться по единому плану
согласно методических рекомендаций РДДМ
Условия реализации
Материально-технические ресурсы
программы – ресурсное
На территории ЗОЛ «Весёлый бор» расположены: 2
обеспечение (кратко):
жилых корпуса (благоустроенных), дети проживают в
финансовые условия,
комнатах от 4 до 7 человек; летняя эстрада; видеозал;
материальномузей; комнаты для занятий по интересам; комнта для
технические, природные, психологической разгрузки, столовая на 600 мест;
организационные,
футбольное
поле;
баскетбольная
площадка;
информационные,
волейбольная площадка; пожарная полоса препятствий;
кадровые, методические, городок ГАИ; спортивная площадка «Воркаут»;
мотивационные
бруккроссинг; комната для занятий ЛФК.
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной
степени зависит от знаний, умений и подготовленности
педагогического коллектива, который организует
жизнедеятельность ЗОЛ. В реализации программы
летней смены участвуют опытные педагоги и
специалисты Серовского городского округа.

17.

Наличие системы
детского
самоуправления,
механизм

Социальное партнерство
Установление и взаимодействие партнерских
отношений значительно увеличивает социальный
эффект от реализации инклюзивной программы
Соуправление в лагере существует в иде министерств

8

18.

функционирования (при
наличии)
Игровая модель и
система стимулирования
участников: рейтинг,
ступени роста,
регистрация достижений
участников программы
(при наличии)

19.

Кадровое обеспечение
программы

20.

Партнерское
взаимодействие (при
наличии)

21.

Социальный эффект
программы

22.

Механизм оценки
эффективности

Система стимулирования подразумевает:
- добровольность включения детей в разработку,
подготовку общих дел, организацию жизни лагеря;
- сочетание индивидуального
и
коллективного
включения детей в разнообразные виды деятельности;
- информирование о результатах конкурсов, об
условиях участия в том или ином деле;
- организация различных видов стимулирования детей,
многообразие предлагаемых видов деятельности;
- создание ситуации успеха в избранных ребенком
видах .
Для мотивации к победе в общелагерных
мероприятиях для детей предусмотрена система
поощрений в качестве сладких призов и просмотров
фильмов в неустановленное время. Так же дети, в
составе отряда, получают лагерную валюту: «Боры»,
которые могут потратить на различные поощрения.
В реализации программы оздоровления и воспитания
детей и подростков каждую смену участвуют директор
центра, 1 начальник лагеря, 1 заместитель начальника
лагеря, 1 организатор смены, 14 педагогов
(воспитателей),
10
вожатых,
1
инструктор
физвоспитания, 2 педагога доп. образования, 1
концертмейстер.
Клуб «Боевое братство»; МБУК "ЦБС СГО";
центральная городская детская библиотека и
центральная городская библиотека, профсоюзные
организации предприятий Серовского городского
округа, МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс», Серовская
городская избирательная комиссия.
Социальный эффект программы состоит:
-в
создании
условий
для
удовлетворения
потребностей детей и подростков,
- в активном и полноценном отдыхе и оздоровлении;
-в
обеспечении
условий
для
качественной
жизнедеятельности
детей
и
подростков
в
оздоровительном лагере;
- в создании максимальных условий для развития
творческого потенциала детей и подростков;
- в формировании приоритета здорового образа жизни,
нравственных ориентиров.
Оценка эффективности программы
определяется
через:
9

реализации программы:
диагностический
инструментарий,
система самоанализа и
экспертизы

23.

24.

Наличие системы
обратной связи с
участниками программы
(детьми, специалистами,
родителями)
Наличие авторских
подходов, инноваций и
оригинальных форм
деятельности в решении
целевых установок
программы

- положительные отзывы об организации деятельности
ЗОЛ со стороны детей и родителей (анализ книги
отзывов, анкетирования родителей и воспитанников,
книги отзывов и предложений по работе пищеблока,
итогового отчета всех служб);
- высокую активность детей в реализации программы
и желание вернуться в ЗОЛ (количественный анализ
участия детей в мероприятиях, качественный анализ
проведения
мероприятий,
анализ
анкеты
«Удовлетворенность родителей и воспитанников
работой учреждения»);
- положительные отзывы о работе ЗОЛ всех
участников программ, работников и контролирующих
служб (анализ журнала проверок, беседы и
собеседование с сотрудниками, продуктивные и
результативные
итоги
участия
в
конкурсах,
положительные отчеты, которые оформляются в виде
отчетов в конце смен и летнего сезона).
- положительные отзывы участников программы;
- положительные отзывы об организации деятельности
ЗОЛ со стороны родителей;
- отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде во
время смены;
- отсутствие заболеваний, травм;
- проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки
в отношении с окружающими;
- сохранение состава пребывающих детей до конца
смены.
Размещение информации в социальной сети Вконтакте
в группе «Чайка»: https://vk.com/veseliybor
и
официальным сайтом учреждения (https://chaikasrv.profiedu.ru/), родительские чаты в мессенждерах.
Нет

10

ВВЕДЕНИЕ
«Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само вас отыщет»
Константин Дмитриевич Ушинский
русский педагог, писатель,
основоположник научной педагогики в России

Программа организации отдыха детей и их оздоровления «Новое поколение
выбирает…» разработана для летнего загородного оздоровительного лагеря «Весёлый бор» и
ориентирована на личность ребёнка и его саморазвитие.
Деятельность педагогического коллектива лагеря «Весёлый бор» ориентирована на то,
чтобы оказать содействие в формировании общечеловеческих ценностей у детей,
отдыхающих в лагере. Основой для создания содержательной части программы стала
стратегия развития и воспитания в Российской федерации до 2025, которая определяет
базовые национальные ценности Российского общества.

Государственная политика в

области образования основывается на принципах приоритета общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье рассматривается как одно из базовых направлений образовательной политики.
Программа организации отдыха детей и их оздоровления разработана с учётом
нормативно-правовых документов (Приложение №1)
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных
характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разработана с
учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа адресована детям и подросткам от 6,5 до 17 лет. В течение одной смены
в лагере находятся 222 ребёнка в 10 отрядах.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из
различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Продолжительность смен - 1 смена 21 день, 2-5 смены по 14 дней.

11

Актуальность программы
Содержание программы непосредственно связано с официально объявленным в
России Годом педагога и наставника. Цель проведения Года педагога и наставника

—

повысить престиж профессии педагога, привлечь внимание общественности к вопросам
образования и воспитания, а также подчеркнуть важность роли преподавателей и
наставников в образовании и воспитании нового поколения.
Современные дети, поколений Z и «Альфа», сильно отличаются от тех, кто сидел за
партой всего двадцать лет назад, поэтому в работе с ними необходимо опираться на
принципиально иной подход. Обстоятельства формирования личности детей нового
поколения во многом определяют особенности педагогической работы, в том числе выбор
наиболее эффективных форм и методов обучения и воспитания.
Реализация программы отдыха и оздоровления должна пробуждать в детях
индивидуальность, создавать больше возможностей для развития их собственных интересов
и внутренней мотивации. Современный воспитательный процесс должен представлять собой
среду, в которой обучающийся самостоятельно при поддержке взрослого выстраивает свою
образовательную траекторию, которую будет реализовывать на протяжении всей жизни.
Обеспечение самостоятельности детей и подростков, формирование у них уверенности в
себе, способности отстаивать свои права, удовлетворять потребности и в то же время нести
ответственность за свои действия. Всё это способствует повышению эффективности
воспитательного процесса и позволяет сформировать личность воспитанника, способного к
эффективной деятельности. В таких условиях задача наставника – пробудить черты
уникальности в каждом ребенке.
Новизна программы
К отличительным особенностям данной программы можно отнести то, что программа
отдыха и оздоровления детей и подростков с 2023 года рассчитана на 5 смен с 02.06.2023 г.
по 25.08.2023 г. Первая смена -21 день, 2-4 смены по 14 дней.
Принцип Лета – 2023 в Весёлом бору: научился сам – научи другого! Это позволит
внедрить

модель

сопровождения

и

наставничества

в

загородном

лагере.

Применение различных технологий наставничества в рамках организации летнего отдыха и
оздоровления является актуальной темой на сегодняшний день. При организации летнего
отдыха и оздоровления детей на базе детского лагеря любого типа возможна реализация 3

12

моделей наставничества: вожатый (воспитатель) – вожатый (воспитатель), ребенок –
ребенок, ребенок – вожатый (воспитатель).
В течение летнего сезона 2023 года педсостав и дети ЗОЛ «Весёлый бор» станут
активными участниками программы РДДМ. Все мероприятия, проводимые в лагере,
призваны популяризировать организацию «Движение Первых» в среде детей и подростков и
должны способствовать увеличению количества вовлеченных в деятельность РДДМ
«Движение Первых».
Ещё одно новшество сезона 2023г. то, что каждую смену педагогический коллектив
лагеря реализует областной проект «Выборы – дело молодых». Выборы Лидера (активиста)
смены. Проект реализуется по согласованию с Серовской избирательной комиссией,
Молодежной избирательной комиссией Свердловской области, решили принять участие в
областном проекте «Выбор молодых!», который знакомит будущих избирателей с основами
избирательного права и избирательного процесса, с механизмами организации и проведения
выборов, формирование активной жизненной позиции и гражданской ответственности.
Программа организации отдыха детей и их оздоровления ЗОЛ «Весёлый бор» «Новое
поколение выбирает…» поможет участникам смены отдохнуть, получить оздоровление и
новые знания о достижениях в спорте, творчестве, науке, обучиться навыкам соуправления и
стать наставником в каком либо деле.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение: план-сетка, распорядок дня, мониторинг, символика лагеря.

13

1. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Оздоровительно-образовательный процесс в загородном оздоровительном лагере
«Веселый бор» организуется на основании разработанной программы деятельности с учетом
интересов детей, потребностей семьи и национально-культурных традиций.
Целью программы является – формирование гармоничной личности детей и
подростков путем активного включения в тематическую коллективно-творческую и
общественно-полезную деятельность в течение летнего сезона в условиях загородного
оздоровительного лагеря.
Задачи:
3) развитие

у

детей

и

подростков

навыков

социализации,

выстраивания

взаимодействия внутри коллектива и с окружающими людьми посредством познавательной,
игровой и коллективной творческой деятельности;
4) формирование и развитие у детей и подростков чувств гражданственности,
гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине, истории, культуре, традициям
страны;
3) расширение знаний о профессиональной ориентации, о значимости профессий
педагога, формирование культуры труда;
4) формирование позитивного отношения к ценности здоровья, развитие массовой
физической культуры и спорта;
5) популяризировать Движение Первых в подростковой среде и способствовать
увеличению количества подростков, вовлечённых в деятельность Движения.
Предполагаемые результаты программы
- активное включение в реализацию программы ЗОЛ «Весёлый бор» и знакомство с
профессией педагога и навыкам наставничества;
- получены знания о правах, трудовом кодексе, коллективном договоре, уставе,
принципах профсоюза;
 формирование интереса к изучению истории России; чувства патриотизма и
гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, любви к
Родине,
 привитие нравственных ценностей: Родина, семья, команда, природа, познание,
спорт и здоровье, искусство и творчество;
14

 проявление ребёнком интереса к различным видам деятельности (творческой,
игровой, физкультурно-оздоровительной, познавательной);
 проявление

ребёнком

базовых

умений

самостоятельной

жизнедеятельности,

самообслуживание;
- знакомство с деятельностью детского российского движения «Движение первых»;
- привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом путем
проведения спортивно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ;
- развитие гибких навыков: работа в команде, организация социально полезной
деятельности, лидерские качества, чувство ответственности.
- желание подростков вступить в Движение первых.
Результат для педагога:
· Реализация

личностного

потенциала,

интереса

по

профилю,

обогащение

собственного педагогического опыта;
· Умение работать, исходя из педагогической ситуации (подбирать средства, формы,
технологии);
· Отработка

разнообразных

способов

подготовки

и

реализации

общелагерных дел, форм детского самоуправления.
Результат для родителей:
· Удовлетворѐнность родителей организацией летнего отдыха детей;
· оздороление и отдых детей.

15

отрядных,

2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1. Основная идея
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены
закладывается игровая модель, согласно которой все дети, отдыхающие в лагере, становятся
участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, в которой
раскрывается тема наставничества.
В 2023 году летняя оздоровительная кампания в ЗОЛ «Весёлый бор» пройдет под
девизом «Новое поколение выбирает…» и будет направлена на формирование престижа
профессии

педагога

и

ознакомление

с

моделями

наставничества.

Загордный

оздоровительный лагерь «Весёлый бор» станет школой Открытия. Школой, где есть свои
выпускники, свои правила, оценки и занятия. Школой, где каждый день дети и подростки,
вожатые и воспитатели, администрация лагеря будут делать открытия в разных видах
деятельности, учиться и учить других, выступая в роли наставников. Каждая смена в лагере
имеет свою тематику, и ребята, заезжающие на смену, становятся учениками –
открывателями новых умений, знаний. Новое поколение уверено, что лето должно быть
таким у каждого ребёнка: с одной стороны, хорошенько отдохнуть и зарядиться
положительными эмоциями, а с другой стороны, провести время с пользой и узнать себя
получше. И именно такими мы создаём наши летние смены, проводим их в формате
интенсивов — погружений в самые интересные темы.
Каждый новый день в лагере проходит под общим девизом, согласно выбранной
тематике дня. Дети в течение дня находятся в поиске Открытий

в соответствии с

полученным маршрутом, попадая в различные ситуации поиска и выполняя задания.

2.2.

Содержание смен

Первая смена – профсоюзная. Тема: «Новое поколение выбирает профсоюз!».
Девиз «Профсоюз-наш верный друг!»
Тематика работы смены «Профсоюзная», относится к социально-гуманитарной
направленности и нацелена на развитие у детей опыта работы в команде, получении и
расширении знаний о профсоюзном движении работников народного образования.
На 1 смене ребята объединяются в тематические объединения, такие как музыкантов,
математиков, биологов, литераторов и т.д. Все их открытия будут связаны с их направлением

16

отряда. Все их открытия и достижения записываются в профсоюзный билет. Который в
конце смены они увозят домой.
В течение смены ребята знакомятся с профсоюзным движением работников
народного образования. Педагоги лагеря расскажут ребятам, что вступив в Профсоюз, мы
получаем защиту своих прав, возможность участвовать в различных конкурсах, спортивных
соревнованиях, то есть сделать свою жизнь намного интересней.
Основные мероприятия: профсоюзный митинг, собрания профсоюзных активистов,
спортивный праздник «Профсоюзная феерия», выборы Лидера профсоюза, профсоюзная
спартакида.
В конце смены отряды презентуют минипроекты:
- видеоролики «Славим человека труда»,
- талисманы для школьных методобъединений.
2 смена – патриотическая. Тема: «Не рядом, а вместе!». Девиз «Когда мы едины мы непобедимы!»
Тематика работы смены «Не рядом, а вместе», относится к социально-гуманитарной
направленности и нацелена на развитие у детей опыта работы в команде, формирование
чувства патриотизма, российской идентичности через включение в программу изучения
важнейших вех истории региона и страны и воспитания посредством игровой деятельности.
На 2 смене ребятам предлагается объединиться в юнармейские отряды. В течение
смены ребята участвуют в различных акциях и испытаниях, чтобы стать Лучшим
юнармейским отрядом. Для этого надо быть дружной командой и каждый день находить
делать добрые дела и участвовать в тематических, образовательных, творческих и
спортивных мероприятиях.
Ключевые дела смены: спортивно-патриотическая игра «Зарница», он-лайн концерт
для ветеранов, конкурс строя и песни, конкурс патриотической песни.
В конце смены ребята презентуют работы о героях-серовцах.
3 смена – творческая. Тема: «Новое поколение выбирает творческий подход!»
Девиз «К новому – в летнюю школу открытий!»
Тематика работы смены «Новое поколение выбирает творческий подход», относится к
социально-гуманитарной направленности и нацелена на развитие у детей творческого
потенциала, навыков общения и толерантности через включение их в коллективную,
творческую, общественно полезную деятельность в команде.

17

В течение смены задача каждого участника вести личный и отрядный дневник
достижений. Быть лучшим в пении, рисовании, танцах, декламации. Уметь научить этому
других. В конце смены каждый отряд на выпускном вечере Школы Открытий сможет
продемонстрировать свои достижения. Самый активный и творческий отряд будет
награжден званием «Самый творческий отряд 3 смены».
Ключевые дела смены: фестиваль День национальной кухни, конкурс Битва хоров,
конкурс Большие танцы, конкурс рисунков, литературный вечер, ттеатральный конкурс
«Живая открытка».
4 смена – спортивная. Тема: «Новое поколение выбирает спорт!». Девиз «В мире
спорта все дружны!»
Тематика работы смены «Новое поколение выбирает спорт!», относится к социальногуманитарной направленности и нацелена на развитие у детей опыта работы в команде,
укрепление физического здоровья, всестороннего развития личности.
Одной из главных задач для детского оздоровительно-образовательного лагеря
является органичное сочетание развития, воспитания и обучения с сохранением и
укреплением здоровья детей. На 4 смене ребятам предлагается отправится в большое
путешествие. Вместе они обязательно справятся со всеми препятствиями и преодолеют все
трудности. Но только сильные и дружные команды пройдут это путешествие быстрее и
лучше других. И, конечно, им поможет ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ. В течение смены
проходят тематические, образовательные, спортивные мероприятия. В конце смены отряды
представят свою карту путешествия. Самые активные участники смены награждаются
званием «Мастер спорта», самый спортивный отряд награждается кубком «Лучший
спортивный отряд!».
Ключевые дела: праздник «День вида спорта», квэст «Спорт — норма жизни»,
конкурс болельщиков «Россия выбирает спорт!»,

городской спортивный праздник

«Солнечная феерия».
5 смена посящена российскому движению детей и молодежи «Движение первых».
Тема: «Новое поколение выбирает Движение Первых!» Девиз «Быть в движении ,
быть первыми!»
Тематика работы смены «Новое поколение выбирает движение первых», относится к
социально-гуманитарной направленности и нацелена на развитие у детей опыта работы в
команде, разностороннее развитие детей и подростков, раскрытие их личностных качеств,

18

талантов, творческих способностей и навыков, через проектную деятельность РДДМ

и

воспитания посредством игровой деятельности.
Пограмма направлена на знакомство с общероссийским движением РДДМ. В
соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ "О российском движении детей и
молодёжи" от 14 июля 2022 в стране было создано Общероссийское общественногосударственное движение детей и молодежи «Движение Первых». Максимальное
вовлечение детей в проектную деятельность РДДМ «Движение Первых» по всем 12ти
направлениям сплотит всех детей лагеря, охватит и объединит общим делом большое
количество детей и подростков. В «ПроДвижении» каждый найдет для себя полезное и
интересное дело, сможет раскрыть свой потенциал в многогранной палитре возможностей
«Движения первых». В течение смены ребята ежедневно будут знакомиться с одним
направлением движения. В конце смены ребята сделают свой выбор для вступления в РДДМ.
В течение всей смены каждый отряд борется за почетное звание «Первых».
Ключевые дела: выборы Лидера Движения Первых (областной проект «Выбор
молодых!»); открытие спартакиады «Первые в спорте!»; встречи с почетными жителями
города.
2.3 Этапы реализации программы
Смена в детском лагере длится 21 день включает в себя три периода:
организационный (1 -3 дни смены), основной (с 4 по 19 дни смены), итоговый (19 - 21 дни
смены).
Смена в детском лагере длится 14 дней включает в себя три периода:
организационный (1 - 3 дни смены), основной (с 4 по 11 дни смены), итоговый (12 - 14 дни
смены).
Подготовительный этап: этап характеризуется тем, что до открытия летнего
оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого
этапа является:
 участие

в

совещаниях,

посвященных

подготовке

к

проведению

летней

оздоровительной кампании;
 знакомство с правовыми документами и нормативной базой, обеспечивающей

качественный отдых детей в текущем году;
 проведение совещаний при директоре по подготовке лагеря к летнему сезону;
 разработка программы деятельности загородного оздоровительного лагеря;
19

 отбор кадров для работы в загородном оздоровительном лагере, конкурсный отбор и

обучение педагогического персонала;
 составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка,

положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);
 создание рабочей группы по подготовке методического материала для работников

лагеря;
 организация помещений лагеря согласно СанПину;
 обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
 разработка

программно-методического

обеспечения,

подготовка

правовых

документов, заключение договоров;
 подготовка материально-технической базы;
 предпрограммная диагностика интересов и ожиданий детей и подростков, их

родителей, а также педагогов.
Организационный: основной деятельностью этого этапа является:
 встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и

творческих способностей, формирование отрядов;
 знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
 разработка и оформление документации лагеря;
 запуск игровой модели;
 знакомство с легендой смены, определение целей для достижения конечного

результата смены;
 утверждение системы управление отрядом, иерархической структуры.

Основной: основной деятельностью этого этапа является:
 реализация основной идеи смены;
 вовлечение детей и подростков в различные виды коллективных творческих дел;
 работа творческих кружков:

Студия творчества «Очумелые ручки»
Студия музыкальная «С песней по жизни»
Студия танца «Непоседы»
Творческий кружок «Песочные фантазии»
Спортивный кружок «Шахматы»
Психологический кружок «Пойми меня»
Программа «Гармония» (адаптивная физкультура)
 реализация основной идеи каждой смены в рамках программы
20

 методическая работа с воспитателями, вожатыми,

Заключительный: основной идеей этого этапа является:
 подведение итогов;
 анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности

летнего оздоровительного лагеря в будущем;
 сбор

отчетного

материала,

анализ

реализации

программы

и

выработка

рекомендаций.
2.4 Система соуправления
В нашей школе Открытия каждую смену выбирается Совет соуправления.
Министерства организуют сою деятельность ежедневно, итоги подводятся каждые 3 дня.
Детское

соуправление

позволяет

детям

стать

активными

участниками

воспитательного процесса, педагоги помогают детям приобрести организаторские навыки и
умения, раскрыть в себе творческие способности, научиться работать в малых и больших
группах. Все это направлено на развитие лидерских качеств у детей, умение работать в
одной команде, умение рассчитывать на свои силы и правильно оценивать возможности.
Детские министерства:
 Министерство спорта
 Министерство здравоохранения
 Министерство культуры
 Министерство труда
 Министерство финансов.
Посты руководителей данных ведомств занимают ребята по итогам выборов.
В обороте своя валюта – боры.
«Бор» выпускается банком ЗОЛ «Веселый бор» для обеспечения наличных операций,
связанных с покупкой, оплатой услуг и штрафов. Валюта находится в свободном обращении
и принимается к оплате во всех случаях.
В обращении находятся банкноты номиналом 10,50,100 бор.
Они являются мерой вознаграждения за участие в различных видах деятельности.
Получение той или иной купюры зависит от качества исполнения. Ребята имеют
возможность заработать на бирже труда, побеждая в республиканских мероприятиях, а затем
потратить на экскурсию в район Серовского водохранилища, продление дискотеки, поздний
подъем, просмотр видеофильма и т.д.
21

2.5. Система мотивации и стимулирования детей
В тчечение многих лет в лагере сложилась особая система поощрения и
стимулирования детей на смене с целью повышения уровня заинтересованности детей.
Система стимулирования включает личную и коллективную мотивацию, внутриотядную и
общелагерную.
Коллективная мотивация
- ежедневно отряды получают дипломы, грамоты, сладкие призы за победы в
творческих и спортивных мероприятиях;
- в конце смены отрядам вручается победа в номинации в соответсвии с рейтингом
отрядных коллективов по итогам участия в лагерных конкурсах:
- номинация «Самый дружный отряд смены», (отряд, в котором меньше всего
конфликтовали воспитанники),
- номинация «Самый чистый отряд смены», (отряд, в котором больше всех было «5»
за чистоту комнат и чистоту территории лагеря),
- номинация «Самый здоровый отряд смены», (отряд, в котором дети меньше всех
болели и ходили в мед.пункт),
- номинация «Самый спортивный отряд смены»,

(отряд, в котором больше всех

призовых мест в спортивных соревнованиях),
- номинация «самый творческий отряд смены», (отряд, в котором больше всех
призовых мест в творческих конкурсах),
 Победителем становится отряд, который был лучшим во всех вшеперечисленных
номинациях. Отряд - победитель награждается сладким призом и званием «Лучший отряд
смены».
Личная мотивация
- устная благодарность и поздравления на ежедневных утренних линейках,
 поздравление по лагерному радио,
 размещение информации о достижениях детей на общелагерном стенде, на сайте
организации, в социальных сетях,
 ежедневная акция «Герой дня»,
 право вынести флаг республики, флаг РФ на открытии и закрытии смены,
 награждение

детей

грамотой,

дипломом,

благодарностью

образовательной

организации на линейке Закрытия смены,
 занесение имени активного участника программы на общелагерную «Аллею звезд»,
22

 выдача дипломов с оценками «Выпускникам» лагеря об успешном окончании ЗОЛ
«Веселый бор»,
 направление благодарственного письма родителям за помощь в реализации
программы и хорошее воспитание детей.

23

3. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Организационные ресурсы
- разработка программы отдыха детей и их оздоровления в ЗОЛ «Весёлый бор»;
- изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального и местного
уровня;
- изучение санитарно–гигиенических, пожарных норм и правил по оздоровлению и
отдыху детей в детском оздоровительном лагере в 2023 г;
- работа с внутренними локальными актами ЗОЛ.
Информационные ресурсы
- размещение информации на сайте Администрации Северного управленческого
округа Свердловской области;
- оформление информационных стендов в лагере, УО, администрации СГО;
- работа с единым информационным порталом «Уральские каникулы»,
- размещение информации в социальной сети Вконтакте в группе «Весёлый бор» https://vk.com/veseliybor

и «Телеграм» в группе «Весёлый бор» - https://t.me/vessliybor ,

официальным сайтом учреждения (https://chaika-srv.profiedu.ru /);
- работа с городскими СМИ во время летней смены: статьи в газетах, по местному
телевидению телерадиокомпании «КаналС».
Кадровые ресурсы
Загородный оздоровительный лагерь «Весёлый бор» укомплектован сотрудниками в
соответствии со штатным расписанием. Все сотрудники лагеря прошли профилактический
медицинский осмотр, вакцинацию против Ковид-19, аттестацию в Роспотребнадзоре и
получили допуск к работе. Вожатые дистанционно в мае прошли обучение на пятидневных
курсах в Северном педагогическом колледже г. Серова.
В реализации программы оздоровления и воспитания детей и подростков каждую
смену участвуют директор центра, 1 начальник лагеря, 1 заместитель начальника по
воспитательной работе, 1 организатор смены, 14 педагогов (воспитателей), 10 вожатых, 1
инструктор физвоспитания, 1 диджей, 2 педагога доп. образования.
Материально-технические ресурсы
На территории ЗОЛ «Весёлый бор» расположены:
24

- 2 жилых корпуса (благоустроенных), дети проживают в комнатах от 4 до 7 человек,
- летняя эстрада,
- видеозал,
- музей.
- комнаты для занятий по интересам,
- столовая на 600 мест,
- футбольное поле,
- баскетбольная площадка,
- волейбольная площадка,
- пожарная полоса препятствий,
- городок ГАИ,
- мед. блок
- спортивная площадка «Воркаут»,
- билиотека - бруккроссинг,
- кабинет ЛФК,
- кабинет психологической разгрузки.
Финансовые ресурсы
Финансовое обеспечение осуществляется согласно действующему Уставу за счет
средств, полученных в результате реализации путевок по коммерческой стоимости, за счет
местного и областного бюджета, а также внебюджетных средств, полученных от платных
путевок и частичной оплаты родителей, спонсорские средства.
Методические ресурсы
- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки, нормативноправовых документов;
- должностные инструкции всех участников процесса;
- проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной
смены;
- подбор методических разработок в соответствии с планом работы по организации
летнего отдыха;
- проведение ежедневных методических планёрок;
- использование интернет-ресурсов и методической литературы.

25

Социальные партнеры
Центральная городская библиотека
им. Мамина Сибиряка,
Центральная детская библиотека
Промышленные предприятия города,
профсоюзные
организации,
молодежные активы
Серовский Центр ветеранов боевых
действий
Пожарная часть № 56 ФГКУ "6 ОФПС
по Свердловской области"
ОГИБДД МО МВД России Серовский

Проведение библиотечных, тематических
занятий, конкурсов
Организация профориентационной работы,
спортивные мероприятия

Организация совместных спортивных и
военно-патриотических мероприятий
Совместное проведение профилактических
мероприятий по ППБ
Организация совместных профилактических
мероприятий по вопросам безопасности
дорожного движения
Комитет по физической культуре, Организация
совместных
спортивных
спорту и туризму
мероприятий
Избирательная комиссия Свердловской Областной проект «Выбор молодых!»
области и
Серовского городского округа
МБУ
дополнительного Организация совместных спортивных и
образования Центр
детский военно-патриотических,
творческих
(подростковый) «Эдельвейс»
мероприятий и добровольческих акций

26

IV. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
В течение летнего сезона контроль за работой оздоровительного лагеря «Весёлый
бор» осуществляют надзорные органы: Роспотребнадзор, МЧС, Прокуратура, МВД.
Для оценки качества освоения реализуемых образовательных программ разработана
система мониторинга в области теории, практики и личностного развития ребенка.
Мониторинг программы по тематическим блокам
№
п/п
1.

Название
блока
Оздоровительный

2.

Психологический

3.

Социальнопедагогический

4.

Культурологический

5.

Кадрово управленческий

Методические показатели
- количество детей, принявших участие в
мероприятиях по профилактике асоциальных форм
поведения;
- степень обеспеченности детей витаминизацией;
- количественный показатель участия детей в
спортивно - оздоровительных мероприятиях.
- тревожность;
- эмоциональность;
- методы разрешения конфликтов.
- динамика развития временных коллективов;
- эффективность работы органов детского
соуправления
- количественный показатель участия детей в
мероприятиях культурологической направленности;
-

6.

Итогогоаналитический

качественный состав педагогического коллектива
(возраст, опыт, квалификация);
- эффективность системы обучения вожатых;
соответствие структуры управления целям и задачам
смены
эффективность работы коллектива, пищеблока и пр.
служб.

Сроки
реализации
В течение
смены

Ежедневно

В течение
смены
Первая
половина
смены
В течение
смены

В конце
смены

Оценка эффективности программы определяется через:
- положительные отзывы об организации деятельности ЗОЛ со стороны детей и
родителей (анализ книги отзывов, анкетирования родителей и воспитанников, книги отзывов
и предложений по работе пищеблока, итогового отчета всех служб);
- высокую активность детей в реализации программы и желание вернуться в ЗОЛ
(количественный анализ участия детей в мероприятиях, качественный анализ проведения

27

мероприятий, анализ анкеты «Удовлетворенность родителей и воспитанников работой
учреждения»);
- положительные отзывы о работе ЗОЛ всех участников программ, работников и
контролирующих служб (анализ журнала проверок, беседы и собеседование с сотрудниками,
продуктивные и результативные итоги участия в конкурсах, положительные отчеты, которые
оформляются в виде отчетов в конце смен и летнего сезона).
- положительные отзывы участников программы;
- положительные отзывы об организации деятельности ЗОЛ со стороны родителей;
- отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде во время смены;
- отсутствие заболеваний, травм;
- проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими;
- сохранение состава пребывающих детей до конца смены.

Перечень диагностических исследований и формы фиксации результатов
диагностических исследований.
Сроки
проведения

Мероприятие
Опрос родителей на выявление пожеланий
по организации деятельности детского
лагеря

Ответственный

1 день смены

Начальник

1 день смены

Отрядные воспитатели

В течение
смены

Начальник лагеря,
вожатые,
отрядные воспитатели

17 день
смены

отрядные воспитатели

Мониторинг адаптации детей к условиям
отдыха в лагере за смену

В течение
смены

Начальник лагеря,
вожатые,
отрядные воспитатели

Антропометрические
измерения
Еженедельное отслеживание сохранности
контингента до конца потока
Отметка родителей в книге отзывов (ВК)
об удовлетворенности организацией
деятельности детского лагеря

Начало и конец
Медработник
смены
В течение
Начальник лагеря
смены

Анкетирование детей в
организационный период с целью
выявления их интересов, мотивов
пребывания в лагере
Ежедневное отслеживание настроения
детей, удовлетворенности проведенными
мероприятиями (отрядные уголки)
Анкетирование детей в конце смены,
позволяющее выявить оправдание
ожиданий

В конце
смены
28

Начальник лагеря

Критерии результативности программы
Достижение поставленной цели можно будет оценить по следующим критериям:
1. Количество отдыхающих, задействованных в реализации программы.
2. Уровень активности всех участников смены в реализации программы.
3. Мнения участников о проекте.
4. Списки участников с контактной информацией;
5. Методические материалы по реализованной программе.
6. Количество проведенных совместных с другими организациями встреч, других
мероприятий и численность участников таких мероприятий;
7. Материалы по проведенным тематическим мероприятиям.
Факторы риска
Фактор риска

Меры профилактики

Низкий интерес детей к
тематике смены

Поиск новых форм организационной работы,
актуализация проводимых мероприятий, соответствие
их возрастным особенностям и интересам детей.

Низкая активность детей в
реализации программы

Организация индивидуальной работы с детьми.
Активное привлечение детей к различным видам
деятельности в лагере.

Разработка универсальных, модульных мероприятий,
Неблагоприятные погодные
пригодных для проведения в различных форматах и
условия. Занятость помещений
любых помещениях.
Недостаточная
Подготовка методического материала по тематике
компетентность педагогов в
смены, организация индивидуальных консультаций
области экологических знаний
педагогов
и краеведения
Недостаточный творческий
потенциал педагогического
коллектива

Организация органов соуправления на уровне лагеря.
Выявление среди детей лидеров – организаторов и
лидеров в различных направлениях творчества,
активное их привлечение к организации мероприятий.

Отсутствие педагогов и
организаторов смены на
рабочем месте по причине
болезни

Организация системы работы подменных воспитателей.
Готовность к перераспределению обязанностей в
педагогическом коллективе на уровне отряда и лагеря.
Привлечение детей - актива лагеря к подготовке и
организации мероприятий и шефской работе.

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература, используемая для написания программы
1. Данилков, А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и
деятельность, личность и коллектив: монография Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 183 с.;
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.― М., 2009
г.―18 с.;
3. Досье профактивиста № 135 Оздоровление детей и подростков в рамках
социального партнерства. Тематические смены «Профсоюз». Екатеринбург 2014 год;
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1996.;
5. Огоновская И.С. Проекты гражданско–патриотической направленности в системе
воспитательной работы образовательного учреждения. Методическое пособие для педагогов.
– Екатеринбург: ООО «Периодика», 2019. – 280с.;
6. Сборник «XIV общероссийская Встреча организаторов отдыха, оздоровления
детей и молодѐжи: тезисы выступлений, статей, практики организаций отдыха и
оздоровления детей». Сост. Г.С.Суховейко − Анапа, 2015.
Электронные образовательные ресурсы
1. http://center-orlyonok.ru/programs/sm2016/

Всероссийский

-

детский

центр

«Орленок»;
2. http://www.edu-all.ru - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании;
3. http://www.fnpr.org/ozdorovlenie/

Федерация

-

профсоюзов

Свердловской области;
4. www.it-n.ru - интернет-портал «Сеть творческих учителей».
5. Проект общее дело http://общеедело.рф/
Интернет-сайты:
1. http://www.mkso.ru/god-kino-2016

-

Лучшие

отечественные

фильмы

рекомендованные для просмотра детьми школьного возраста.
2. «Культура. РФ» - культурный интернет-портал
3.

http://center-orlyonok.ru/programs/sm2016/

-

Всероссийский

детский

центр

«Орленок»;
4.

ФЕДЕРАЦИЯ

http://www.fnpr.org/ozdorovlenie/-

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

30

ПРОФСОЮЗОВ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти